Национальные подвижные игры для основной части урока
№ п\п
Наименование
Описание
1
«Продаём горшки»
(Чулмак уены)
по мотивам
татарской народной игры
Цель игры: развитие ловкости, быстроты двигательной реакции, укрепление мышц опорно-двигательного аппарата.
Играющие разделяются на две группы: дети-горшки и игроки—хозяева горшков. Дети-горшки образуют круг, встав на колени или усевшись на траву. За каждым горшком стоит игрок—хозяин горшка, руки у него за спиной. Водящий стоит за кругом.
Водящий подходит к одному из хозяев горшка и начинает разговор:
— «Эй, дружок, продай горшок!» — Покупай!
— Сколько дать тебе рублей?
— Три отдай.
Водящий три раза (или столько, за сколько согласился продать горшок его хозяин, но не более трех рублей) касается рукой хозяина, и они начинают бег по кругу навстречу друг другу (круг обегают три раза). Кто быстрее добежит до свободного места в кругу, тот занимает это место, а отставший становится водящим.
Правила игры:
· бегать разрешается только по кругу, не пересекая его;
· бегущие не имеют права задевать других игроков;
· водящий может начинать бег в любом направлении. Если он начал бег влево, запятнанный должен бежать вправо.
2
«Салки на одной ноге»
по мотивам
русской народной игры
Цель игры: Развитие быстроты, координации движений, укрепление мышц опорно-двигательного аппарата.
Дети расходятся по площадке (залу), встают, закрывают глаза, руки у всех за спиной. Ведущий проходит среди них и незаметно одному в руки кладет предмет. На слова «раз, два, три, смотри» дети открывают глаза, руки у всех за спиной. Ребенок, которому достался предмет, поднимает руки вверх и говорит: «Я салка». Участники игры, прыгая на одной ноге, убегают от салки. Тот, кого он коснулся рукой, идет водить. Он берет предмет, поднимает его вверх, быстро говорит слова: «Я салка!». Игра повторяется. Правила:
- Если ребенок устал, он может прыгать поочередно то на одной, то на другой ноге.
- Салка тоже прыгает на одной ноге.
3
«Хваталки»
по мотивам
казачьей народной игры
Цель игры: развитие быстроты, ловкости, координации движений обучающихся, укрепление мышц опорно-двигательного аппарата.
Игроки должны выстроиться двумя шеренгами одна против другой на расстоянии 50-60 (расстояние может меняться, в зависимости от помещения) шагов. Между ними на земле (в зале) проводится черта. В соответствии с количеством игроков по всей длине черты раскладываются какие-нибудь предметы: камешки, палочки, мячи, кегли, кубики и др.
По команде: «Раз, два, три!» игроки бегут к предметам, стараясь захватить их как можно больше. Та команда, которая захватила больше предметов, выигрывает.
Игра заканчивается либо по соглашению, либо если набрано нужное количество очков
4
«ЛЯПТА»
по мотивам
казачьей народной игры
Цель игры: развитие ловкости, быстроты, координации движений обучающихся, укрепление мышц опорно-двигательного аппарата.
Один из игроков – водящий, его называют ляптой. Водящий бегает за участниками игры, старается кого-то засалить, приговаривая:
«На тебе ляпку, отдай ее другому!»
Новый водящий догоняет игроков и старается кому-то из них передать. Водящий не должен преследовать одного и того же игрока.
5
«Ярочки»
по мотивам
казачьей народной игры
Цель игры: развитие меткости и координации движений обучающихся.
На ровной площадке делают «лунку» (рисуют круг, можно использовать обруч).
Отойдя от лунки несколько шагов, чертят границу.
Задача играющих – стоя на границе, попасть мячом в лунку. Можно закатить мяч в лунку.
Побеждает тот, у кого больше всех попаданий в «лунку».
6
«Иголка, нитка и узелок»
по мотивам
казачьей народной игры
Цель игры: развитие быстроты, координации движений, ловкости обучающихся, укрепление мышц опорно-двигательного аппарата.
Ход игры: Игроки становятся в круг и берутся за руки. Считалкой выбирают «Иголку», «Нитку» и «Узелок».
Герои друг за другом то забегают в круг, то выбегают из него. Если же «Нитка» или «Узелок» оторвались (отстали или неправильно выбежали, вбежали в круг), то эта группа считается проигравшей. Выбираются другие герои.
Выигрывает та тройка, в которой дети двигались быстро, ловко, не отставая друг от друга.
Правила игры. «Иголку», «Нитку», «Узелок» надо впускать и выпускать из круга, не задерживая, и сразу же закрывать круг.
7
«Займи место» (Буш урын)
по мотивам татарской народной игры
Цель игры:развитие координации, ловкости, быстроты двигательной реакции обучающихся, укрепление мышц опорно-двигательного аппарата.
Одного из участников игры выбирают водящим, а остальные играющие, образуя круг, ходят, взявшись за руки. Водящий идет за кругом в противоположную сторону и говорит:
Как сорока стрекочу,
Никого в дом не пущу.
Как гусыня гогочу,
Тебя хлопну по плечу -
Беги!
Сказав беги, водящий слегка ударяет по спине одного из игроков, круг останавливается, а тот, кого ударили, устремляется со своего места по кругу навстречу водящему. Обежавший круг раньше занимает свободное место, а отставший становится водящим.
Правила игры. Круг должен сразу остановиться при слове беги. Бежать разрешается только по кругу, не пересекая его. Во время бега нельзя касаться стоящих в кругу.
8
«Лисички и курочки»
(Тельки хам тавыклар)
по мотивам
татарской народной игры
Цель игры: развитие ловкости, быстроты, координации движений, гибкости, укрепление мышц опорно-двигательного аппарата.
На одном конце площадки (зала) находятся в курятнике куры и петухи на противоположном стоит - лисичка. Курочки и петухи ходят по площадке, делая вид, что клюют различных насекомых, зерна и т. д. Когда к ним подкрадывается лисичка, петухи кричат: «Ку-ка-ре-ку!» По этому сигналу все бегут в курятник, за ними бросается лисичка, которая старается запятнать любого из игроков. Правила игры. Если водящему не удается запятнать кого-либо из игроков, то он снова водит.
9
«Кто дальше бросит?» (Ыргыту уены)
по мотивам
татарской народной игры
Цель игры: развитие меткости, силы, координации движений обучающихся.
Играющие выстраиваются в две шеренги по обе стороны площадки (зала). В центре площадки находится флажок (конус) на расстоянии не менее 8—10 м от каждой команды. По сигналу игроки первой шеренги бросают мешочки вдаль, стараясь добросить до флажка, то же делают игроки второй шеренги. Из каждой шеренги выявляется лучший метатель, а также шеренга-победительница, в чьей команде большее число участников добросит мешочки до флажка (конуса).
Правила игры. Бросать все должны по сигналу. Счет ведут ведущие команд.
Цель игры: развитие быстроты, координации движений, силы обучающихся, укрепление мышц опорно-двигательного аппарата.
Играющие делятся на две равные группы и строятся в две шеренги лицом друг к другу. Игроки, стоящие в каждой шеренге, берутся за руки на расстоянии вытянутых рук. По сигналу стоящие в одной шеренге обращаются к стоящим в другой шеренге:
Белый тополь, зеленый тополь! От нас кто вам нужен?
Игроки, стоящие в другой шеренге, называют имя одного из участников игры противоположной команды. Игрок, чье имя названо, бежит к противоположной шеренге, чтобы разорвать цепь, образованную игроками. Если ему удастся разорвать цепь, то он возвращается к своей шеренге, уводя с собой кого-то из игроков той команды, где разорвана цепь. Если бежавшему не удается разорвать цепь, то он переходит в другую шеренгу, увеличив тем самым количество участников этой команды.
Правила игры.
Называется имя только одного игрока. Цепь можно разорвать в любом узле только с одной попытки.
11
«Ястребы и ласточки»
(Жапалактар же карлыгаш)
по мотивам узбекской народной игры
Цель игры: развитие быстроты двигательной реакции, ловкости и координации обучающихся, укрепление мышц опорно-двигательного аппарата.
В игре участвует неограниченное число играющих. Игроки делятся на две группы, становятся в два ряда спиной друг к другу. В одном ряду будут ястребы, во втором - ласточки. Одного игрока выбирают ведущим. Он ходит между игроками и говорит слова отрывисто: лас - пауза - точка, или яс..., а окончание слова не произносит. Тогда группа, чье название произнесено полностью, разбегается в разные стороны, а игроки неназванной группы догоняют их. Пойманные игроки считаются членами ловящей группы.
Правила игры. Разбегаться и ловить можно только по соответствующему сигналу. Побеждает та команда, в которой к концу игры окажется больше игроков.
12
«Колир»
по мотивам
украинской народной игры
Цель игры: развитие быстроты, координации движений, быстроты двигательной реакции обучающихся.
Правила игры: водящий становится спиной к игрокам. Неожиданно он должен выкрикнуть название какого-то цвета (красный, синий, желтый), игроки быстро находят его на своей одежде и держатся за цвет так, чтобы водящий видел. Те, у кого на одежде названного цвета нет, начинают убегать. Кого водящий поймает, тот им и становится.
13
«Подними предмет»
по мотивам
русской народной игры
Цель игры: развитие ловкости, умения сохранять равновесие, освоение координации рук и ног, правильного положения туловища при передвижении на лыжах.
По условиям данной игры ребенок должен спуститься на лыжах с невысокой горки. На середине спуска находится приготовленный заранее предмет (еловая шишка, кегля, флажок и т. п.), который ребенок должен поднять, присев и наклонившись во время движения, не потеряв при этом равновесия.
Вариант игры: ребенок может спускаться с этой горки на санках, а во время движения поднять определенный предмет. Предметов может быть несколько, и за каждый из них начисляются очки.