Главная | Мой профиль | Регистрация | Выход | Вход | RSSПонедельник, 16.05.2022, 22:48

Средняя общеобразовательная школа №26


Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [9]
Алейникова Людмила Викторовна [58]
Алексеева Алена Владимировна [0]
Алышова Гюльназ Юсифовна [0]
Антропов Леонид Юрьевич [16]
Ахметова Асия Куандыковна [0]
Баркина Надежда Андреевна [11]
Белоногов Антон Анатольевич [0]
Бельская Антонина Анатольевна [0]
Беркаев Селикан Рамазанович [59]
Бикетова Анастасия Дмитриевна [0]
Большакова Светлана Владимировна [0]
Бородина Галина Алексеевна [0]
Бородина Дарья Викторовна [70]
Бузмакова Анастасия Николаевна [0]
Голощапова Анна Александровна [0]
Демитрова Ирина Яковлевна [57]
Дрогаёва Оксана Владимировна [0]
Елина Ольга Викторовна [22]
Жарикова Наталья Алексеевна [39]
Жевлакова Ольга Викторовна [0]
Заводовская Екатерина Анатольевна [3]
Загвоздина Татьяна Анатольевна [18]
Золотухина Софья Ильинична [0]
Зуева Елена Владимировна [41]
Ибраева Ирина Дмитриевна [0]
Немчинова Ирина Сергеевна [0]
Князева Наталья Яковлевна [44]
Кожевникова Наталья Семеновна [0]
Коновалов Сергей Иосифович [44]
Коротаева Ольга Владимировна [67]
Крошакова Эльвира Петровна [64]
Ладыгина Валентина Федоровна [58]
Лапина Анна Владимировна [0]
Мальцева Любовь Петровна [34]
Маркина Валентина Васильевна [0]
Мартынова Алефтина Михайловна [117]
Маскаева Татьяна Александровна [0]
Матафонова Наталья Николаевна [42]
Матвеева Ирина Васильевна [63]
Мороз Ольга Ивановна [0]
Невилько Наталья Владимировна [70]
Немкова Лариса Владимировна [17]
Ноздрина Оксана Валентиновна [73]
Песнин Иван Иванович [37]
Попова Евгения Никифоровна [14]
Попова Маргарита Ивановна [0]
Предеина Ольга Дмитриевна [0]
Пшеничникова Надежда Владимировна [119]
Рыженкова Надежда Павловна [63]
Сатубалдина Ирина Радиевна [28]
Семенова Тамара Викторовна [0]
Сенотрусова Светлана Владиславовна [58]
Сорокина Наталья Викторовна [26]
Суставова Любовь Анатольевна [42]
Типикина Татьяна Сергеевна [29]
Усольцева Ирина Владимировна [0]
Фомягина Кристина Владимировна [0]
Хаснулин Сергей Александрович [15]
Чашкина Марина Валерьевна [39]
Чебыкина Татьяна Владимировна [59]
Чиркова Дарья Александровна [0]
Филичкина Татьяна Васильевна [0]
Шевцова Людмила Иннокентьевна [0]
Шуртанбаева Батима Ильясовна [63]
Щетинина Елена Леонидовна [30]
Дорохина Оксана Николаевна [17]
Асямолова Юлия Евгеньевна [0]
Алимова Марина Андреевна [72]
Гостюхина Ольга Игоревна [47]
Волосникова Татьяна Петровна [0]
Скутина Наталья Михайловна [0]
Тюленева Елена Федоровна [110]
Махно Елена Викторовна [34]
Махота Анастасия Валерьевна [29]
Асанова Елена Сергеевна [0]
Сагомонян Аделина Альбертовна [0]
Пестерева Светлана Фаритовна [51]
Тушин Игорь Викторович [14]
Тихонова Анна Юрьевна [65]
Анохина Татьяна Сергеевна [24]
Щукина Арина Ивановна [0]
Баева Галина Николаевна [54]
Берсенева Лариса Рудольфовна [35]
Гараева Ирина Олеговна [26]
Будилова Светлана Юрьевна [24]
Жернаков Иван Сергеевич [18]
Зайцева Анастасия Игоревна [77]
Боронина Ирина Владимировна [17]
Мартынова Полина Александровна [0]
Михайлова Елена Евгеньевна [39]
Пермякова Елена Витальевна [48]
Подкорытова Светлана Семеновна [50]
Соколова Тамара Тихоновна [34]
Чиняев Денис Рафаилович [10]
Шмунк Ольга Олеговна [16]
Шепелина Лариса Дмитриевна [60]
Ягубова Ирина Ивановна [20]
Ермилова Надежна Александровна [2]
Дурмуш Гульнара Борисовна [72]
Блынский Виктор Олегович [0]
Данилова Анастасия Владимировна [0]
Пермякова Юлия Николаевна [102]
Суханова Юлия Вячеславовна [17]
Татаренков Вячеслав Юрьевич [37]
Неупокоева Надежда Николаевна [17]
Каландинская Галина Викторовна [70]
Фурнье Анна Евгеньевна [6]
Алексеева Юлия Викторовна [36]
Илларионова Маргарита Ивановна [32]
Косовских Екатерина Сергеевна [38]
Долганцева Татьяна Евгеньевна [32]
Кожевникова Наталья Семеновна [0]
Кривоногов Михаил Юрьевич [0]
Большая перемена

Реестр услуг
Полезое

Статистика

Онлайн всего: 4
Гостей: 4
Пользователей: 0
Форма входа
Логин:
Пароль:

Каталог статей

Главная » Статьи » Соколова Тамара Тихоновна

16.02.2022. Русский язык 9а,е,ж

Самостоятельная классная работа.

Изучите  содержание урока и выполните задания.

 

16 февраля

Тема урока: Роль сложного предложения с разными видами связи в художественном тексте.

 

Эпиграф к уроку:

 

Перед вами громада – русский язык! Наслажденье глубокое зовёт вас, наслажденье погрузиться во всю неизмеримость его и изловить чудные законы его.

Н.В.Гоголь.

1. Работа с эпиграфом.

– Как вы понимаете слова Н.В.Гоголя?

2. Запись темы урока,  эпиграфа.

 

– Н.В.Гоголь писал о «громаде – русском языке», о том, что погрузиться в эту громаду – наслаждение. «Погрузиться» в неизмеримый океан языка самого писателя тоже великое «наслаждение». На уроке мы постараемся «изловить чудные законы» языка писателя Н.В.Гоголя, увидеть возможности сложного предложения с разными видами связи в художественном тексте.

По словам В.Г.Белинского, «у всякого великого писателя свой слог», «слог всегда оригинален, как личность, как характер».

«Гоголь не пишет, а рисует; его изображения дышат живыми красками действительности. Видишь и слышишь их. Каждое слово, каждая фраза определённо, рельефно выражает у него мысль, и тщетно бы хотели вы придумать другое слово или другую фразу для выражения этой мысли».

В.Г.Белинский.

4. Выразительно  прочитайте фрагмент лирического отступления из поэмы Н.В.Гоголя.

 

И какой же русский не любит быстрой езды? … Кажись, неведомая сила подхватила тебя на крыло к себе, и сам летишь, и всё летит: летят вёрсты, летят навстречу купцы на облучках своих кибиток, летит с обеих сторон лес с тёмными строями елей и сосен, с топорным стуком и вороньим криком, летит вся дорога невесть куда в пропадающую даль, и что-то страшное

заключено в сем быстром мельканье, где не успевает означиться пропадающий предмет, только небо над головою, да лёгкие тучи, да продирающийся месяц одни кажутся недвижны.

Н.Гоголь.

Узнали произведение? (Прослушанный текст – отрывок из поэмы Н.В.Гоголя «Мёртвые души»)

– О чём этот текст?

– Какие чувства владели автором, писавшим эти строки?

5. Анализ текста.

– Как начинает Н.В.Гоголь лирическое отступление?

– Является ли первое предложение вопросительным в данном употреблении? (Риторический вопрос с усилительной частицей ЖЕ.)

Почему именно так? (Частица ЖЕ усиливает утверждение)

Какую роль в тексте играет это предложение? (Первое предложение выполняет роль эмоционального зачина высказывания)

– Какой знак можно было бы поставить в конце этого предложения?

( В конце этого предложения можно было бы поставить восклицательный знак)

– Какое слово несколько раз повторяется в тексте? (Автор 6 раз повторяет глагол лететь в разных формах)

– Как называется такая стилистическая фигура? (Лексический повтор)

– С какой целью её использует писатель? (Лексический повтор – глагол несовершенного вида – передаёт стремительность движения, сама фраза летит)

– А как это нашло выражение в синтаксическом строе? Каковы особенности строения второго предложения? (Всё передаёт движение: синтаксический параллелизм, синтаксическое единоначатие в нарастающем порядке; однотипный порядок слов в частях сложного предложения; инверсия; очень выразительны однородные члены предложения с повторяющимися средствами связи)

– Найдите примеры инверсии в тексте. Какова её роль? (При инверсии резко меняющаяся интонация придаёт тексту большую выразительность, помогает понять авторскую мысль; автор использует инверсию, чтобы подчеркнуть стремительность движения; передать настроение восторженности, удивления, восхищения)

Лингвистический эксперимент.

– Измените порядок слов в предложении. Что исчезнет? (Предложение становится нейтральным по настроению)

– Какая связь между частями сложного предложения? Какую роль при этом играют знаки препинания? Объясните их употребление. (Бессоюзие придаёт впечатление стремительности, быстрой смены картин)

Проведём эксперимент.

– Как звучало бы предложение, если между его частями поставить союз И? (…и летят вёрсты, и летят навстречу купцы… и летит с обеих сторон лес… и летит вся дорога…)

– Что изменится? (Движение замедлится, исчезнет выразительность)

– Найдите однородные члены предложения, соединённые повторяющимся союзом ДА. Какова роль повторяющегося союза? ( Мысль выражается более эмоционально, точно)

Проведём эксперимент.

– Перестройте предложение по схеме: О, О, О…

– Что изменится? (Исчезнет эмоциональность, выразительность)

Вывод.

– Что делает этот текст таким лирическим?

– Какова роль сложного предложения с разными видами связи в данном тексте?

(Сложное предложение с разными видами связи является ёмким по содержанию, информативным и выразительным. В одном предложении рисуется смелая, размашистая, удалая гоголевская тройка, выражающая патриотическое воодушевление автора, восторженное отношение, любовь к родным просторам, ко всему русскому.)

6.  Вывод

– Удивительно гоголевское слово. Оно неповторимо, оно входит в нашу душу, создавая запоминающийся образ. Мы убедились, что сложное предложение с разными средствами связи вместе с другими средствами языка помогает автору более точно, полно и эмоционально выразить чувства, мысли.

7. Творческая работа.

– Напишите небольшое сочинение (5-8 предложений)

 «Мороз и солнце…» (или тему сформулируйте самостоятельно), используя сложные предложения с разными видами связи.

 

Итог урока.

– Что нового для себя узнали? Чему научились?

– Оцените свою работу на уроке.

Домашнее задание: выполните задание на карточке:

Задание: спишите.

В Москве уже лет тридцать и больше я наблюдаю чудесное время, названное мною весной света, когда первый воробей запоёт по-своему в стенной печурке, жёлоб высунет из себя ледяной язык, и с него закапает, и поперёк тротуара побежит первый маленький ручеёк.

М.Пришвин.

 

 

  1. Подчеркните грамматические основы, объясните постановку знаков препинания. Составьте схему предложения, охарактеризуйте его.
  2. Какая мысль автора передана с помощью сложного предложения?
  3. Дополните сложное предложение опущенным союзом когда при однородных придаточных. Какой вариант (исходный или ваш) выразительнее? Обоснуйте своё мнение.

 

 

 

Категория: Соколова Тамара Тихоновна | Добавил: Sokolova (16.02.2022)
Просмотров: 143 | Рейтинг: 0.0/0
Наши контакты
Поиск
ГИА
ЕПГУ
Полезные сайты

© МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 26», 2022