Главная | Мой профиль | Регистрация | Выход | Вход | RSSПонедельник, 16.05.2022, 23:16

Средняя общеобразовательная школа №26


Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [9]
Алейникова Людмила Викторовна [58]
Алексеева Алена Владимировна [0]
Алышова Гюльназ Юсифовна [0]
Антропов Леонид Юрьевич [16]
Ахметова Асия Куандыковна [0]
Баркина Надежда Андреевна [11]
Белоногов Антон Анатольевич [0]
Бельская Антонина Анатольевна [0]
Беркаев Селикан Рамазанович [59]
Бикетова Анастасия Дмитриевна [0]
Большакова Светлана Владимировна [0]
Бородина Галина Алексеевна [0]
Бородина Дарья Викторовна [70]
Бузмакова Анастасия Николаевна [0]
Голощапова Анна Александровна [0]
Демитрова Ирина Яковлевна [57]
Дрогаёва Оксана Владимировна [0]
Елина Ольга Викторовна [22]
Жарикова Наталья Алексеевна [39]
Жевлакова Ольга Викторовна [0]
Заводовская Екатерина Анатольевна [3]
Загвоздина Татьяна Анатольевна [18]
Золотухина Софья Ильинична [0]
Зуева Елена Владимировна [41]
Ибраева Ирина Дмитриевна [0]
Немчинова Ирина Сергеевна [0]
Князева Наталья Яковлевна [44]
Кожевникова Наталья Семеновна [0]
Коновалов Сергей Иосифович [44]
Коротаева Ольга Владимировна [67]
Крошакова Эльвира Петровна [64]
Ладыгина Валентина Федоровна [58]
Лапина Анна Владимировна [0]
Мальцева Любовь Петровна [34]
Маркина Валентина Васильевна [0]
Мартынова Алефтина Михайловна [117]
Маскаева Татьяна Александровна [0]
Матафонова Наталья Николаевна [42]
Матвеева Ирина Васильевна [63]
Мороз Ольга Ивановна [0]
Невилько Наталья Владимировна [70]
Немкова Лариса Владимировна [17]
Ноздрина Оксана Валентиновна [73]
Песнин Иван Иванович [37]
Попова Евгения Никифоровна [14]
Попова Маргарита Ивановна [0]
Предеина Ольга Дмитриевна [0]
Пшеничникова Надежда Владимировна [119]
Рыженкова Надежда Павловна [63]
Сатубалдина Ирина Радиевна [28]
Семенова Тамара Викторовна [0]
Сенотрусова Светлана Владиславовна [58]
Сорокина Наталья Викторовна [26]
Суставова Любовь Анатольевна [42]
Типикина Татьяна Сергеевна [29]
Усольцева Ирина Владимировна [0]
Фомягина Кристина Владимировна [0]
Хаснулин Сергей Александрович [15]
Чашкина Марина Валерьевна [39]
Чебыкина Татьяна Владимировна [59]
Чиркова Дарья Александровна [0]
Филичкина Татьяна Васильевна [0]
Шевцова Людмила Иннокентьевна [0]
Шуртанбаева Батима Ильясовна [63]
Щетинина Елена Леонидовна [30]
Дорохина Оксана Николаевна [17]
Асямолова Юлия Евгеньевна [0]
Алимова Марина Андреевна [72]
Гостюхина Ольга Игоревна [47]
Волосникова Татьяна Петровна [0]
Скутина Наталья Михайловна [0]
Тюленева Елена Федоровна [110]
Махно Елена Викторовна [34]
Махота Анастасия Валерьевна [29]
Асанова Елена Сергеевна [0]
Сагомонян Аделина Альбертовна [0]
Пестерева Светлана Фаритовна [51]
Тушин Игорь Викторович [14]
Тихонова Анна Юрьевна [65]
Анохина Татьяна Сергеевна [24]
Щукина Арина Ивановна [0]
Баева Галина Николаевна [54]
Берсенева Лариса Рудольфовна [35]
Гараева Ирина Олеговна [26]
Будилова Светлана Юрьевна [24]
Жернаков Иван Сергеевич [18]
Зайцева Анастасия Игоревна [77]
Боронина Ирина Владимировна [17]
Мартынова Полина Александровна [0]
Михайлова Елена Евгеньевна [39]
Пермякова Елена Витальевна [48]
Подкорытова Светлана Семеновна [50]
Соколова Тамара Тихоновна [34]
Чиняев Денис Рафаилович [10]
Шмунк Ольга Олеговна [16]
Шепелина Лариса Дмитриевна [60]
Ягубова Ирина Ивановна [20]
Ермилова Надежна Александровна [2]
Дурмуш Гульнара Борисовна [72]
Блынский Виктор Олегович [0]
Данилова Анастасия Владимировна [0]
Пермякова Юлия Николаевна [102]
Суханова Юлия Вячеславовна [17]
Татаренков Вячеслав Юрьевич [37]
Неупокоева Надежда Николаевна [17]
Каландинская Галина Викторовна [70]
Фурнье Анна Евгеньевна [6]
Алексеева Юлия Викторовна [36]
Илларионова Маргарита Ивановна [32]
Косовских Екатерина Сергеевна [38]
Долганцева Татьяна Евгеньевна [32]
Кожевникова Наталья Семеновна [0]
Кривоногов Михаил Юрьевич [0]
Большая перемена

Реестр услуг
Полезое

Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 1
Пользователей: 1
Chashkina
Форма входа
Логин:
Пароль:

Каталог статей

Главная » Статьи » Дурмуш Гульнара Борисовна

25.02 Родная литература Дистанционное обучение

25 февраля

Добрый урок басен Л.Н. Толстого.

                                                                     Доброта побеждает всё, а сама непобедима.
                                                                                                                  (Л.Н.Толстой)

Сообщение темы и целей урока

- Сегодня у нас необычный урок. Наверное, каждый урок литературы – событие. Мы, сидя в своей квартире, доме, совершаем путешествие в разные эпохи, знакомимся  с разными людьми. Удивительно, но во все времена человечество интересовали вопросы: где добро, а где зло? где истина, а где ложь? где дружба, а где предательство?

И сегодня мы вместе со Л.Н. Толстым попытаемся ответить на эти вопросы.

(Запись темы, эпиграфа, определения в тетради)

Эпиграф – это фраза перед произведением или главой, поясняющая идею, смысл текста.

- Как вы понимаете эпиграф? (ответы учащихся)

Изучение материала по теме урока

- Ребята, почему в теме занятия появилось слово «урок»? (Басни учат.)

Наверное, ещё и потому, что Л.Н. Толстой был не только писателем, но и учителем, основателем школы для крестьянских детей в Ясной Поляне. 

Для них он написал много рассказов и сказок. Свои произведения Лев Николаевич напечатал  в книгах под названиями «Азбука», «Русские книги для чтения».

В эти книги, по которым постигали грамоту крестьянские ребятишки, вошли короткие басни древнегреческого баснописца Эзопа, переведённые и обработанные Л.Н. Толстым.

- Почему басни стали близки и понятны неграмотным детям?

- В чём состояло умение Толстого-переводчика?

Но прежде вспомним, что называется басней. 

Басня – это краткий стихотворный или прозаический рассказ нравоучительного характера, имеющий иносказательный, аллегоричный смысл.

Аллегория (изображение предмета, за которым скрывается другое понятие или другой предмет: за лисой – хитрый человек, за ягненком – беззащитный человек, за волком – злой, бессердечный человек).

Олицетворение (животные и неодушевленные предметы говорят, думают, чувствуют).

Давайте вчитаемся в басни Толстого. 

(Работа над выразительностью чтения басен)

Басня «Два товарища»

Шли по лесу два товарища, и выскочил на них медведь. Один бросился бежать, влез на дерево и спрятался, а другой остался на дороге. Делать было ему нечего — он упал наземь и притворился мёртвым.

Медведь подошёл к нему и стал нюхать: он и дышать перестал.

Медведь понюхал ему лицо, подумал, что мёртвый, и отошёл.

Когда медведь ушёл, тот слез с дерева и смеётся:

— Ну что, — говорит, — медведь тебе на ухо говорил?

— А он сказал мне, что плохие люди те, которые в опасности от товарищей убегают.

Басня «Лгун»

Мальчик стерёг овец и, будто увидав волка, стал звать:

— Помогите, волк! Волк!

Мужики прибежали и видят: неправда. Как сделал он, так и два и три раза, случилось — и вправду набежал волк. Мальчик стал кричать:

— Сюда, сюда скорей, волк!

Мужики подумали, что опять по-всегдашнему обманывает, — не послушали его.

Волк видит, бояться нечего: на просторе перерезал всё стадо.

Басня «Отец и сыновья»

Отец приказал сыновьям, чтобы жили в согласии; они не слушались. Вот он велел принести веник и говорит:

— Сломайте!

Сколько они ни бились, не могли сломать. Тогда отец развязал веник и велел ломать по одному пруту.

Они легко переломили прутья поодиночке.

Отец и говорит:

— Так-то и вы: если в согласии жить будете, никто вас не одолеет; а если будете ссориться да всё врозь — вас всякий легко погубит.

Веника не сломишь, а по прутику весь переломаешь.

Беседа по вопросам «Обдумаем прочитанное»

1. Какая басня больше понравилась?
2. Какие иллюстрации вы бы нарисовали к басням?
3. Что объединяет прочитанные басни? Кто их герои?
4. Какова мораль басен? В каких предложениях она заключена?
5. Какому жизненному правилу вы научились?
6. Итак, мораль басни близка и понятна вам, детям. Также она была близка и понятна  крестьянским ребятишкам на уроках Л.Н. Толстого.
7. Благодаря чему достигалось это понимание? (
Мастерство писателя. Толстой перевёл басни так, что они стали понятны простым крестьянским детям.) 

Всё дело в простом русском слове, понятном и доступном. Сам Лев Николаевич говорил: «Что за прелесть народная речь».

Сам Лев Николаевич очень красиво говорил, любил повторять слова, насыщенные деревенским колоритом и простотой.

Мораль басен близка народному фольклору. Какому жанру? (Пословице.) 

Что такое пословица? (Работа с литературными терминами.) 

Пословица – малая форма народного поэтического творчества, оформленная в краткое, ритмизированное изречение, заключает в себе общее суждение или наставление на какой-нибудь случай жизни.

- А какие пословицы и поговорки вы вспомнили, читая басни?

  • Друг познаётся в беде.
  • Друга узнаешь в опасности.
  • Вместе – мы сила.
  • Где много слов, там мало правды.
  • Своя семья – самые верные друзья.
  • Правдой не обидишь, кривдой не возьмешь.
  • В дружбе - правда.
  • Неверный друг – опасный враг.
  • Чем неправду говорить, лучше помолчать.

Вспоминаются слова Л.Н. Толстого: «У народа есть своя литература. Сказки, пословицы – всё простое - будут читать, пока будет русский народ». 

Итог урока

Почему же актуальны басни Толстого? 

(Свой перевод Толстой сближал с народной культурой, пословицами, сказками. Он переносил действия басен в народную среду. Басни, переведённые Толстым, мы считаем самостоятельными произведениями Льва Николаевича.)

Вернёмся к теме урока. Добрый урок басен. Чему научились? Что узнали?

- Действительно, Лев Николаевич удивительно мог воздействовать на людей, особенно на детей. Давайте послушаем его обращение.

(Прослушивание записи «Обращение Л.Н. Толстого к детям».)

https://yandex.ru/video/preview/3082585867259800549

Домашнее задание

- Прочитать сказку Владимира Ивановича Даля «Что значит досуг?», знать содержание.

- Ознакомиться с содержанием сказки по ссылке https://yandex.ru/video/preview/11885120927043767133

Даль Владимир Иванович

Что значит досуг

Георгий Храбрый, который, как ведомо вам, во всех сказках и притчах держит начальство над зверями, птицами и рыбами, – Георгий Храбрый созвал всю команду свою служить, и разложил на каждого по работе. Медведю велел, на шабаш*, до вечера, семьдесят семь колод перетаскать да сложить срубом*; волку велел земляночку вырыть да нары поставить; лисе приказал пуху нащипать на три подушки; кошке-домоседке – три чулка связать да клубка не затерять; козлу-бородачу велел бритвы править, а коровушке поставил кудель, дал ей веретено: напряди, говорит, шерсти; журавлю приказал настрогать зубочисток да серников* наделать; гуся лапчатого в гончары пожаловал, велел три горшка да большую макитру* слепить; а тетерку заставил глину месить; бабе-птице* приказал на уху стерлядей наловить; дятлу – дворец нарубить; воробью – припасти соломки, на подстилку, а пчеле приказал один ярус сот построить да натаскать меду.

Ну, пришел урочный час, и Георгий Храбрый пошел в досмотр: кто что сделал?

Михайло Потапыч, медведь, работал до поту лица, так что в оба кулака только знай утирается – да толку в работе его мало: весь день с двумя ли, с тремя ли колодами провозился, и катал их, и на плечах таскал, и торчмя становил, и на крест сваливал да еще было и лапу себе отдавил; и рядком их укладывал, концы с концами равнял да пригонял, а срубу не сложил.

Серый волк местах в пяти починал землянку рыть, да как причует да разнюхает, что нет там ни бычка зарытого, ни жеребенка, то и покинет, да опять на новое место перейдет.

Лисичка-сестричка надушила кур да утят много, подушки на четыре, да не стало у нее досуга щипать их чисто; она, вишь, все до мясца добиралась, а пух да перья пускала на ветер.

Кошечка наша усаживалась подле слухового окна, на солнышке, раз десять, и принималась за урок, чулок вязать, так мыши, вишь, на подволоке, на чердаке, словно на смех, покою не дают; кинет кошурка чулок, прянет в окно, погонится за докучливыми, шаловливыми мышатами, ухватит ли, нет ли за ворот которого-нибудь да опять выскочит в слуховое окно да за чулок; а тут, гляди, клубок скатился с кровли: беги кругом да подымай, да наматывай, а дорогою опять мышонок навстречу попадется, да коли удалось изловить его, так надо же с ним и побаловать, поиграть, – так чулок и пролежал; а сорока-щебетунья еще прутки* растаскала.

Козел бритвы не успел выправить; на водопой бегал с лошадьми да есть захотелось, так перескочил к соседу в огород, ухватил чесночку да капустки; а после говорит:

– Товарищ не дал работать, всё приставал да лоб подставлял пободаться.

Коровушка жвачку жевала, еще вчерашнюю, да облизывалась, да за объедьями к кучеру сходила, да за отрубями к судомойке – и день прошел.

Журавль всё на часах стоял да вытягивался в струнку на одной ноге да поглядывал, нет ли чего нового? Да еще пять десятин пашни перемерял, верно ли отмежевано, – так работать некогда было: ни зубочисток, ни серников не наделал.

Гусь принялся было за работу, так тетерев, говорит, глины не подготовил, остановка была; да опять же он, гусь, за каждым разом, что ущипнет глины да замарается, то и пойдет мыться на пруд.

– Так, – говорит, – и не стало делового часу.

А тетерев всё время и мял и топтал, да всё одно место, битую* дорожку, недоглядел, что глины под ним давно нетути.

Баба-птица стерлядей пяток, правда, поймала да в свою кису*, в зоб, запрятала – и тяжела стала: не смогла нырять больше, села на песочек отдыхать.

Дятел надолбил носом дырок и ямочек много, да не смог, говорит, свалить ни одной липы, крепко больно на ногах стоят; а самосушнику да валежнику набрать не догадался.

Воробушек таскал соломку, да только в свое гнездо; да чирикал, да подрался с соседом, что под той же стрехой гнездо свил, он ему и чуб надрал, и головушку разломило.

Одна пчела только управилась давным-давно и собралася к вечеру на покой: по цветам порхала, поноску носила, ячейки воску белого слепила, медку наклала и заделала сверху – да и не жаловалась, не плакалась на недосуг.

 

Категория: Дурмуш Гульнара Борисовна | Добавил: Durmush (25.02.2022)
Просмотров: 130 | Рейтинг: 0.0/0
Наши контакты
Поиск
ГИА
ЕПГУ
Полезные сайты

© МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 26», 2022