Главная | Мой профиль | Регистрация | Выход | Вход | RSSВоскресенье, 26.06.2022, 10:02

Средняя общеобразовательная школа №26


Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [9]
Алейникова Людмила Викторовна [58]
Алексеева Алена Владимировна [0]
Алышова Гюльназ Юсифовна [0]
Антропов Леонид Юрьевич [16]
Ахметова Асия Куандыковна [0]
Баркина Надежда Андреевна [11]
Белоногов Антон Анатольевич [0]
Бельская Антонина Анатольевна [0]
Беркаев Селикан Рамазанович [59]
Бикетова Анастасия Дмитриевна [0]
Большакова Светлана Владимировна [0]
Бородина Галина Алексеевна [0]
Бородина Дарья Викторовна [70]
Бузмакова Анастасия Николаевна [0]
Голощапова Анна Александровна [0]
Демитрова Ирина Яковлевна [57]
Дрогаёва Оксана Владимировна [0]
Елина Ольга Викторовна [22]
Жарикова Наталья Алексеевна [39]
Жевлакова Ольга Викторовна [0]
Заводовская Екатерина Анатольевна [3]
Загвоздина Татьяна Анатольевна [18]
Золотухина Софья Ильинична [0]
Зуева Елена Владимировна [41]
Ибраева Ирина Дмитриевна [0]
Немчинова Ирина Сергеевна [0]
Князева Наталья Яковлевна [44]
Кожевникова Наталья Семеновна [0]
Коновалов Сергей Иосифович [0]
Коротаева Ольга Владимировна [67]
Крошакова Эльвира Петровна [64]
Ладыгина Валентина Федоровна [58]
Лапина Анна Владимировна [0]
Мальцева Любовь Петровна [34]
Маркина Валентина Васильевна [0]
Мартынова Алефтина Михайловна [117]
Маскаева Татьяна Александровна [0]
Матафонова Наталья Николаевна [42]
Матвеева Ирина Васильевна [63]
Мороз Ольга Ивановна [0]
Невилько Наталья Владимировна [70]
Немкова Лариса Владимировна [17]
Ноздрина Оксана Валентиновна [73]
Песнин Иван Иванович [37]
Попова Евгения Никифоровна [14]
Попова Маргарита Ивановна [0]
Предеина Ольга Дмитриевна [0]
Пшеничникова Надежда Владимировна [119]
Рыженкова Надежда Павловна [63]
Сатубалдина Ирина Радиевна [28]
Семенова Тамара Викторовна [0]
Сенотрусова Светлана Владиславовна [58]
Сорокина Наталья Викторовна [26]
Суставова Любовь Анатольевна [42]
Типикина Татьяна Сергеевна [29]
Усольцева Ирина Владимировна [0]
Фомягина Кристина Владимировна [0]
Хаснулин Сергей Александрович [15]
Чашкина Марина Валерьевна [39]
Чебыкина Татьяна Владимировна [59]
Чиркова Дарья Александровна [0]
Филичкина Татьяна Васильевна [0]
Шевцова Людмила Иннокентьевна [0]
Шуртанбаева Батима Ильясовна [63]
Щетинина Елена Леонидовна [30]
Дорохина Оксана Николаевна [17]
Асямолова Юлия Евгеньевна [0]
Алимова Марина Андреевна [72]
Гостюхина Ольга Игоревна [47]
Волосникова Татьяна Петровна [0]
Скутина Наталья Михайловна [0]
Тюленева Елена Федоровна [110]
Махно Елена Викторовна [34]
Махота Анастасия Валерьевна [29]
Асанова Елена Сергеевна [0]
Сагомонян Аделина Альбертовна [0]
Пестерева Светлана Фаритовна [51]
Тушин Игорь Викторович [14]
Тихонова Анна Юрьевна [65]
Анохина Татьяна Сергеевна [26]
Щукина Арина Ивановна [0]
Баева Галина Николаевна [54]
Берсенева Лариса Рудольфовна [35]
Гараева Ирина Олеговна [26]
Будилова Светлана Юрьевна [24]
Жернаков Иван Сергеевич [18]
Зайцева Анастасия Игоревна [77]
Боронина Ирина Владимировна [17]
Мартынова Полина Александровна [0]
Михайлова Елена Евгеньевна [39]
Пермякова Елена Витальевна [51]
Подкорытова Светлана Семеновна [50]
Соколова Тамара Тихоновна [34]
Чиняев Денис Рафаилович [10]
Шмунк Ольга Олеговна [16]
Шепелина Лариса Дмитриевна [60]
Ягубова Ирина Ивановна [20]
Ермилова Надежна Александровна [2]
Дурмуш Гульнара Борисовна [75]
Блынский Виктор Олегович [0]
Данилова Анастасия Владимировна [0]
Пермякова Юлия Николаевна [102]
Суханова Юлия Вячеславовна [17]
Татаренков Вячеслав Юрьевич [37]
Неупокоева Надежда Николаевна [17]
Каландинская Галина Викторовна [70]
Фурнье Анна Евгеньевна [6]
Алексеева Юлия Викторовна [36]
Илларионова Маргарита Ивановна [32]
Косовских Екатерина Сергеевна [38]
Долганцева Татьяна Евгеньевна [32]
Кожевникова Наталья Семеновна [0]
Кривоногов Михаил Юрьевич [0]
Большая перемена

Реестр услуг
Полезое

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Логин:
Пароль:

Каталог статей

Главная » Статьи » Дурмуш Гульнара Борисовна

18.02 Родная литература Дистанционное обучение

18 февраля

Классная работа

Тема: Михаил Васильевич Ломоносов. «Лишь только дневный шум умолк…»

Повторяем!

- Назовите характерные черты басни

  • басни обычно пишутся в стихотворной форме;
  • интересный короткий занимательный сюжет;
  • героями басни обычно являются животные, растения, птицы, рыбы (прием олицетворения);
  • мало описаний, часто басня построена как диалог;
  • используется прием иносказание (в образе Лисы показывается хитрость, в образе Медведя – неуклюжесть, в образе Осла – глупость, упрямство, в образе Муравья – трудолюбие);
  • в начале или в конце басни сформулирован нравоучительный вывод – мораль;
  • высмеиваются человеческие пороки (зависть, глупость, жадность, хвастовство, лесть, ложь, лень, невежество).

Вступительное слово

Стихотворение было написано М. В. Ломоносовым в 1747 году. Успешные занятия естественными науками и просветительской деятельностью не исключали желания ученого и мыслителя анализировать разнообразные социальные явления и делать философские обобщения.

Жанр представленного произведения приближается к басенному за счет того, что в нем описана исходная ситуация, развитие сюжета, а в финальной части размещена мораль. Стихотворение является родом притчи (короткое, сжатое нравоучение в прозаической форме или стихотворной форме), талантливым переводом из Лафонтена под названием «Волк, ставший пастухом», обретшим русскую фольклорную специфику. Такой прием делает стихотворение доступнее и начисто лишает ненужной назидательности, в том числе благодаря уместному введению просторечных элементов – «разинул, «ухватил», «привесил», «храпит».

Выразительное чтение басни

Лишь только дневной шум замолк,
Надел пастушье платье волк
И взял пастушей посох в лапу,
Привесил к поясу рожок,
На уши вздел широку шляпу
И крался тихо сквозь лесок
На ужин для добычи к стаду.
Увидев там, что Жучко спит,
Обняв пастушку, Фирс храпит,
И овцы все лежали сряду,
Он мог из них любую взять;
Но, не довольствуясь убором,
Хотел прикрасить разговором
И именем овец назвать.
Однако чуть лишь пасть разинул,
Раздался в роще волчий вой.
Пастух свой сладкой сон покинул,
И Жучко с ним бросился в бой;
Один дубиной гостя встретил,
Другой за горло ухватил;
Тут поздно бедной волк приметил,
Что чересчур перемудрил,
В полах и в рукавах связался
И волчьим голосом сказался.
Но Фирс недолго размышлял,
Убор с него и кожу снял.
Я притчу всю коротким толком
Могу вам, господа, сказать:
Кто в свете сем родился волком,
Тому лисицой не бывать.

Вопросы:

1.       Кто главный герой стихотворения?

2.       Куда и зачем он идет?

3.       Почему он переодевается?

4.       Почему герою никто не мешает?

5.       Почему его замысел не осуществился?

6.       Из-за чего герой не смог убежать?

7.       Что с героем произошло в финале?

 - Какую главную мысль старается донести автор стихотворения?

- Как называется фрагмент, в котором заключено нравоучение, поучительный вывод?

- Определите жанр произведения. Обоснуйте свой ответ.

Слово учителя

Речь в басне «Лишь только дневной шум замолк» идёт о волке, который решил пойти на хитрость, подобно лисе, для того, чтобы на ужин полакомиться овечкой из стада. Для этого он затеял целую сцену с переодеваниями. Надел пастушье платье, взял в лапу посох, привесил рожок, вздел широку шляпу и направился к стаду, решив, что всего этого маскарада достаточно, чтобы его не узнали.

Не испытывая удовольствие просто от того, что может спокойно утащить сонную овцу, волк решил поумничать, и «именем овец назвать». Но стоило ему лишь пасть разинуть, так все сразу услыхали волчий вой. И поняли, что вовсе не пастух подзывает к себе овечек.

Поздно догадался волк, что «чересчур перемудрил», напрасно оделся, как человек, только запутался «в полах и рукавах» пастушеской одежды. Волк навсегда волком и останется, на какие бы ухищрения он не шёл. Не стать ему ни человеком, ни хитрой лисицей. Рождён волком – и этим всё сказано.

Мораль басни «Лишь только дневной шум замолк» Ломоносова М.В. заключается в словах: «Кто в свете сем родился волком, тому лисицей не бывать».

        Если обратиться к работе Лафонтена (Jean de La Fontaine) «Волк, ставший пастухом», и посмотреть на подстрочный перевод его басни, то мы можем увидеть мораль, имеющую место быть в следующих строках:

«Лицемеры всегда как-нибудь выдают себя.
Всякий волк ведёт себя как волк:
Это самое бесспорное на свете».

 

Домашнее задание. Прочитать и подготовить к уроку тексты басен:

     «Два товарища», «Лгун», «Отец и сыновья» (Л.Н.Толстой).

                           

Басня «Два товарища»

Шли по лесу два товарища, и выскочил на них медведь. Один бросился бежать, влез на дерево и спрятался, а другой остался на дороге. Делать было ему нечего — он упал наземь и притворился мёртвым.

Медведь подошёл к нему и стал нюхать: он и дышать перестал.

Медведь понюхал ему лицо, подумал, что мёртвый, и отошёл.

Когда медведь ушёл, тот слез с дерева и смеётся:

— Ну что, — говорит, — медведь тебе на ухо говорил?

— А он сказал мне, что плохие люди те, которые в опасности от товарищей убегают.

Басня «Лгун»

Мальчик стерёг овец и, будто увидав волка, стал звать:

— Помогите, волк! Волк!

Мужики прибежали и видят: неправда. Как сделал он так и два и три раза, случилось — и вправду набежал волк. Мальчик стал кричать:

— Сюда, сюда скорей, волк!

Мужики подумали, что опять по-всегдашнему обманывает, — не послушали его.

Волк видит, бояться нечего: на просторе перерезал всё стадо.

Басня «Отец и сыновья»

Отец приказал сыновьям, чтобы жили в согласии; они не слушались. Вот он велел принести веник и говорит:

— Сломайте!

Сколько они ни бились, не могли сломать. Тогда отец развязал веник и велел ломать по одному пруту.

Они легко переломили прутья поодиночке.

Отец и говорит:

— Так-то и вы: если в согласии жить будете, никто вас не одолеет; а если будете ссориться да всё врозь — вас всякий легко погубит.

Веника не сломишь, а по прутику весь переломаешь.

 

 

Категория: Дурмуш Гульнара Борисовна | Добавил: Durmush (18.02.2022)
Просмотров: 272 | Рейтинг: 2.0/1
Наши контакты
Поиск
ГИА
ЕПГУ
Полезные сайты

© МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 26», 2022