Главная | Мой профиль | Регистрация | Выход | Вход | RSSЧетверг, 24.09.2020, 07:11

Средняя общеобразовательная школа №26


Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [10]
Алейникова Людмила Викторовна [53]
Алексеева Алена Владимировна [0]
Алышова Гюльназ Юсифовна [4]
Антропов Леонид Юрьевич [2]
Ахметова Асия Куандыковна [32]
Баркина Надежда Андреевна [35]
Белоногов Антон Анатольевич [28]
Бельская Антонина Анатольевна [8]
Беркаев Селикан Рамазанович [48]
Бикетова Анастасия Дмитриевна [10]
Большакова Светлана Владимировна [57]
Бородина Галина Алексеевна [2]
Бородина Дарья Викторовна [6]
Бузмакова Анастасия Николаевна [152]
Голощапова Анна Александровна [21]
Демитрова Ирина Яковлевна [39]
Дрогаёва Оксана Владимировна [71]
Елина Ольга Викторовна [33]
Жарикова Наталья Алексеевна [69]
Жевлакова Ольга Викторовна [36]
Заводовская Екатерина Анатольевна [58]
Загвоздина Татьяна Анатольевна [18]
Зайцева Лариса Александровна [1]
Золотухина Софья Ильинична [12]
Зуева Елена Владимировна [64]
Ибраева Ирина Дмитриевна [7]
Немчинова Ирина Сергеевна [25]
Качесова Елена Семёновна [88]
Князева Наталья Яковлевна [63]
Кожевникова Наталья Семеновна [36]
Коновалов Сергей Иосифович [5]
Коротаева Ольга Владимировна [34]
Крошакова Эльвира Петровна [35]
Ладыгина Валентина Федоровна [86]
Лапина Анна Владимировна [62]
Мальцева Любовь Петровна [90]
Маркина Валентина Васильевна [0]
Мартынова Алефтина Михайловна [145]
Маскаева Татьяна Александровна [89]
Матафонова Наталья Николаевна [4]
Матвеева Ирина Васильевна [34]
Мороз Ольга Ивановна [0]
Невилько Наталья Владимировна [46]
Немкова Лариса Владимировна [18]
Ноздрина Оксана Валентиновна [96]
Песнин Иван Иванович [19]
Попова Евгения Никифоровна [21]
Попова Маргарита Ивановна [3]
Попова Ольга Прокопьевна [59]
Предеина Ольга Дмитриевна [5]
Пшеничникова Надежда Владимировна [33]
Рыженкова Надежда Павловна [78]
Сатубалдина Ирина Радиевна [22]
Семенова Тамара Викторовна [0]
Сенотрусова Светлана Владиславовна [18]
Сорокина Наталья Викторовна [24]
Суставова Любовь Анатольевна [10]
Типикина Татьяна Сергеевна [2]
Усольцева Ирина Владимировна [245]
Фомягина Кристина Владимировна [14]
Хаснулин Сергей Александрович [39]
Чашкина Марина Валерьевна [76]
Чебыкина Татьяна Владимировна [3]
Чиркова Дарья Александровна [14]
Филичкина Татьяна Васильевна [9]
Шевцова Людмила Иннокентьевна [0]
Шуртанбаева Батима Ильясовна [19]
Щетинина Елена Леонидовна [2]
Дорохина Оксана Николаевна [23]
Асямолова Юлия Евгеньевна [0]
Алимова Марина Андреевна [20]
Гостюхина Ольга Игоревна [19]
Семенова Любовь Анатольевна [11]
Волосникова Татьяна Петровна [0]
Скутина Наталья Михайловна [0]
Тюленева Елена Федоровна [7]
Махно Елена Викторовна [7]
Махота Анастасия Валерьевна [10]
Асанова Елена Сергеевна [8]
Сагомонян Аделина Альбертовна [5]
Пестерева Светлана Фаритовна [6]
Реестр услуг
Безопасность

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Логин:
Пароль:

Каталог статей

Главная » Статьи » Демитрова Ирина Яковлевна

задание по биологии для 9 класса на 2.09.2020

Биология как наука

«Великая книга природы открыта перед всеми, и в этой великой книге до сих пор... прочтены только первые страницы», — так писал о биологии русский публицист, литературный критик XIX в. Дмитрий Иванович Писарев.

Дипломат, политик, учёный, изобретатель XVIII в. Бенджамин Франклин вопрошал к ученому миру: «Каким образом образовалась Земля, на которой я живу? Является ли она единственной населенной планетой? Откуда я происхожу? Где я нахожусь? Какова природа того, что я вижу? Какова природа всех этих блестящих фантомов, зрелище которых меня прельщает? Всего этого никогда не будут знать величайшие гении; они будут с философским видом молоть вздор, как это делал и я».

Исследование природы началось на ранних этапах развития человечества. Из литературных трудов египтян, индийцев и китайцев известно, что уже в древние времена люди многое знали о природе и применяли эти знания в жизни. В XIV в. до н. э. в Месопотамии были созданы клинописные таблички, в которых рассказывалось о растениях и животных. В рукописных книгах Вавилона описываются способы обработки земли, собраны признаки культурных растений и их вредителей. Первой биологической энциклопедией принято считать труд римского ученого Плиния Старшего. В I в. до н. э. он написал 37 томов «Естественной истории», в которой изложил многочисленные сведения о живой природе.

Можно ли это событие считать рождением биологии как науки? Наверное, да. Однако термин «биология» впервые появился в 1797 г. Немецкий про­фессор Т. Руз предложил называть науку биологией от слов «био» (жизнь) и «логос» (наука). Общепринятым термин стал в 1802 г., после того как его стал употреблять в своих работах французский натуралист Жан Батист Ламарк. Именно 1802 г. и считается годом рождения биологии как науки.

        Современная биология представляет собой комплексную науку. Она состоит из ряда самостоятельных дисциплин со своими объектами исследования.

     Большой раздел биологии — ботаника, наука о растениях. Строение, особенности роста и биологическое значение грибов изучает микология. Разнообразие мхов описывает бриология. Ископаемые останки древних рас­тений исследует палеоботаника.

Раздел биологии, который изучает животных, их многообразие, строение и образ жизни, называется зоологией. Зоология изучает разных животных, в том числе простейших, насекомых, рыб, птиц и млекопитающих. Отдельные особенности животных изучают в специальных разделах зоологии: морфологии, палеонтологии, этологии. Организм человека — объект исследования анатомии, физиологии, гигиены.

Анатомия изучает форму и строение человеческого организма. Физиология исследует функциональные явления, которые тесно связаны со структурой организма, а также раскрывает законы жизнедеятельности живого организма.

       Гигиена как раздел биологии определяет влияние окружающей среды на здоровье человека, его работоспособность, и разрабатывает оптимальные требования к условиям жизни и труда. Гигиенические нормативы, необходимые для сохранения здоровья человека, создаются на основе знаний анатомии и физиологии.

        Для выявления и объяснения общих биологических законов, эволюционных явлений, закономерностей существует раздел общей биологии. Общая биология изучает все аспекты жизни, классифицирует и описывает царства живой природы, изучает происхождение видов и взаимодействие их между собой и с окружающей средой. Биологи разработали и собрали сведения об основных закономерностях живой природы на молекулярном, клеточном, организменном, видовом и биосферном уровнях. Вклад в общую биологию в разное время внесли Клавдий Гален, Гиппократ, Карл Линней, Чарльз Дарвин, Александр Опарин и многие другие ученые. Благодаря их экспериментам, открытиям появилась фундаментальная биологическая наука.

      Биология в последнее время развивалась быстрыми темпами и взаимодействовала с различными естественными науками. В результате сформировались современные разделы биологии: биофизика, биохимия, биотехнология, бионика, экология, генетика.

Современная биология — одна из важнейших для человечества естественных наук.

          В наше время перед человечеством остро встают такие проблемы, как охрана здоровья, обеспечение продовольствием, сохранение разнообразия организмов на планете и охрана окружающей среды. Биология тесно взаимодействует с разными отраслями народного хозяйства.

        Бесценна роль биологии в медицине. Именно с помощью биологии были найдены способы лечения бактериальных и быстро распространяющихся вирусных заболеваний. Благодаря героизму медиков-биологов исчезли очаги страшных эпидемий: чумы, холеры, брюшного тифа, сибирской язвы, оспы и других не менее опасных для человека заболеваний.

       Огромных успехов добилась генетика — наука о наследственности и изменчивости живых организмов. Современная генетика стала теоретической основой для выведения новых сортов растений, пород животных и штаммов микроорганизмов. Теоретические знания по генетике необходимы в области диагностики и лечения наследственных болезней человека. Человечеству еще предстоит решить проблемы раковых и генетических заболеваний, не допустить появления новых опасных болезней.

          Загрязнение окружающей среды при производственной деятельности человека переводит роль биологии на новую ступень.

Каждый год на Земле возникают катастрофы, которые влияют на жизнь отдельного человека и целых государств. Благополучие людей возможно только при решении проблем окружающей среды, защиты и охраны природы, при сохранении биосферы. Каждый современный человек должен быть биологически грамотным и понимать, к каким необратимым последствиям могут привести изменения окружающей среды.

Биологические знания необходимы и при решении продовольственной задачи.

      Современная биология предлагает пути увеличения продовольствия за счёт повышения плодородности земель, достижений генетики и селекции.

В XX в. в биологии сформировалось новое направление — бионика. Бионика объединяет интересы биологии и техники. Целью новой науки является решение инженерных и технических задач на основе изучения структуры и жизнедеятельности живых организмов. В свое время результатом совместной деятельности биологов и инженеров стал эхолокатор. Однако оказалось, что природный эхолокатор летучих мышей, возникший за миллионы лет до появления человека на Земле, гораздо совершеннее. Это послужило стимулом к сознательному поиску в живой природе решения многих инженерно-технических задач. Познание законов функционирования живых организмов позволяет использовать их для практических целей человека.

        Основные области практического применения биологических знаний разнообразны. Назовем некоторые из них.

          Фармакология — область использования различных биологических веществ в качестве лекарственных препаратов.

           В психологии и социологии биология является научной теоретической базой.

       В настоящее время развивается космическая биология. Это отрасль биологии, которая изучает особенности существования живых организмов во внеземных условиях, воздействие на них космических факторов, а также возможность существования жизни на других планетах.

        Космическая биология разрабатывает методы исследования и средства обеспечения жизнедеятельности человека и животных в условиях космического полета, когда на живой организм могут одновременно воздействовать различные факторы.

          Биология как наука важна не только для ученых и специалистов, но и для каждого человека. Биологическая культура — это уровень восприятия людьми природы, окружающего мира и оценка своего положения во Вселенной.

Методы биологических исследований. Значение биологии

Биология получает знания разными методами на протяжении длительного времени. Человек еще на ранних этапах развития исследовал природу, получал сведения о растительном и животном мире. Это обеспечивало выживание. Наиболее важную информацию об окружающем мире люди запоминали и передавали из поколения в поколение. В более позднее время появились описания полезных растений и животных, их свойств, способов использования. Так зарождалась биология — как один из способов изучения и познания окружающего мира.

           В основе любой науки всегда лежит научный метод, определяющий совокупность приемов и операций, которые используются при построении системы научных знаний.

         Научное исследование состоит из двух этапов: эмпирического и теоретического. На основании собранных фактов ученые формулируют проблему исследования. Для ее решения выдвигают несколько гипотез, каждая из которых подтверждается или опровергается экспериментально. В ходе этого процесса могут быть получены новые факты. Если факты противоречат выдвинутой гипотезе, то она отвергается. Если полученные факты подтверждают выдвинутую гипотезу, то гипотеза становится теорией. Каждая теория по мере получения новых фактов может уточняться и перерабатываться.

          Какие же научные методы исследования применяются в биологии? К часто используемым методам относят: наблюдение, описание, сравнение, эксперимент, сравнительный метод.

         Методы наблюдения и описания — первые приемы изучения природы. Наблюдение и описание объектов как метод сбора информации очень важны. Они обеспечивают накопление фактического материала, на основе которого можно строить теории, открывать законы, устанавливать закономерности. Карл Линней в основу своей научной деятельности положил эти методы и сделал описание около 1500 видов растений.

           Эти методы не утратили своего значения и сегодня. Наблюдение очень важно для изучения объектов живой природы в естественных условиях существования. Это непосредственное наблюдение за поведением, физиологией, миграцией, размножением организмов в природе. Для этих целей используются бинокль, видеокамеры, микроскопы, биохимические анализаторы, разнообразное измерительное оборудование.

         Орнитолог видит птицу в бинокль, может слышать и фиксировать прибором ее пение. В некоторых случаях используются особые приборы, фиксации звуков, которые не слышит человеческое ухо. Например, звуки летучих мышей, которые они издают при полете и поиске пищи.

        Описание считается основным методом классической биологии, которая базируется на наблюдении.

         Позже описательный метод лег в основу сравнительного и исторического методов биологии. Описание большого количества организмов необходимо было приводить в систему. Путем сопоставления организмов удалось установить их сходства и различия.

            Сравнительный метод впервые стал использоваться в XVIII в. Он заключается в сопоставлении организмов и их частей. Сравнение и сопоставление организмов требуют предельной внимательности. Например, в природе есть насекомые с черно-желтыми полосками на теле, все считают их осами. Однако только внимательный наблюдатель обнаружит у некоторых из них признаки мухи. Для этого необходимо увидеть количество крыльев, которое отличается у мух и пчел. Так работает сравнительный метод на практике.

          Николай Иванович Вавилов открыл закон гомологических рядов благодаря сравнению признаков злаковых растений.

           Именно принципы сравнения в свое время легли в основу начальной систематики, которую создал Жан Батист Ламарк. Применение сравнительного метода в анатомии, палеонтологии, эмбриологии и других науках способствовало утверждению эволюционных представлений в биологии. На принципах этого метода была основана систематика и сделано одно из крупнейших обобщений — создана клеточная теория. Сравнительный метод постепенно перерос в исторический.

         Он считается более сложным, так как выясняет закономерности появления и развития организмов в ходе эволюционной истории Земли. Существованию исторического метода познания наука обязана Чарльзу Дарвину.

         Эксперимент — это более активная форма изучения биологических объектов. Любой эксперимент предполагает наличие четко сформулированной цели и задачи исследования. Перед тем как использовать метод эксперимента, ученые выдвигают гипотезы. Эксперимент широко используют растениеводы: проверяют условия выращивания ценных культур, роль минерального питания, разрабатывают методы агротехники. В биологии известны эксперименты Франческо Реди и Луи Пастера. Блестящими экспериментаторами были Иван Петрович Павлов и Иван Михайлович Сеченов. Они внесли большой вклад в создание науки о высшей нервной деятельности.

          Самой высокой ступенькой эксперимента является моделирование изучаемых процессов. Моделирование предполагает изучение процесса или явления через воспроизведение его в виде модели. Моделирование считается сложным методом познания, потому что создаваемая модель должна отражать свойства изучаемого явления или процесса.

          Современный метод моделирования можно представить в виде знаковой, или математической модели. При этом эксперимент сводится к определенным математическим расчетам, как правило, с использованием компьютера. Моделирование дает возможность прогнозировать последствия природных и техногенных катастроф, направления смены экологических систем, объемы выращиваемой сельскохозяйственной продукции и многое другое.

          В России осуществляется проект «Марс-500». Он включает научные эксперименты, моделирующие те или иные аспекты межпланетного пилотируемого полета.

      В биологии применяется и мониторинг — длительное наблюдение за состоянием объекта. Мониторинг часто используется для выявления изменений видового разнообразия. В нашей стране осуществляется Государственный мониторинг окружающей среды, в ходе которого ведутся наблюдения за состоянием окружающей среды, делается прогноз изменений под действием природных и антропогенных факторов. В рамках государственного мониторинга ведется отслеживание редких растений и животных.

      В настоящее время проводится государственный мониторинг популяции амурского тигра, снежного барса, синих китов, стерхов, или белых журавлей, дальневосточной черепахи.

          Комплексное использование различных методов позволяет наиболее полно познать явления и объекты природы.

         Познание законов функционирования живых организмов позволяет не только составить точную картину мира, но и использовать знания на практике.

           Развитие биологии на основе научных методов имеет теоретическое и практическое значение. Теоретическое значение биологии заключается в формировании мировоззрения человека. Другая задача биологии состоит в формировании у современного человека экологического мышления, понимания необходимости охранять и рационально использовать природные ресурсы.

         Биология создает научную базу для реализации практических задач. Одной из них является совершенствование технологий производства продовольствия. Ученые установили, что возможности воспроизводства продуктов питания на Земле практически исчерпаны. Огромные площади ежегодно выводятся из сельскохозяйственного использования в результате их засоления, опустынивания. Поэтому современное сельское хозяйство вынуждено развиваться на основе новых интенсивных технологий. В настоящее время достаточно быстро развиваются методы биотехнологии, основанные на генной и клеточной инженерии.

          Особое значение имеет биология для медицины. С использованием новых методов решаются проблемы вирусных и бактериальных заболеваний, исследуется молекулярная природа памяти, изучаются причины старения, формирование механизмов борьбы с зависимостью от никотина, наркотиков, алкоголя.

        Стоит обратить внимание и на производство современных лекарств. В этой сфере химики-фармацевты уступают место молекулярно-клеточным биологам. Методы генной инженерии способны создавать экологически и генетически чистые лекарства.

       Появилась принципиально новая технология размножения клеток и организмов путем клонирования. В 1996 г. в Великобритании родилось первое клонированное млекопитающее — овечка Долли.

             Методы, используемые в биологии, всегда служили основой для развития медицины и сельского хозяйства. Знание биологии является условием существования и устойчивого развития человечества.

Домашнее задание: в учебнике прочитать статью "Введение", материал предложенный учителем; заполнить таблицу в тетради для записей

Название метода Суть метода
   
   

 

 

 

 

 

 

 

Категория: Демитрова Ирина Яковлевна | Добавил: Demitrova (02.09.2020)
Просмотров: 155 | Рейтинг: 0.0/0
Наши контакты
Поиск
ГИА
ЕПГУ
Полезные сайты

© Школа №26, 2020