Главная | Мой профиль | Регистрация | Выход | Вход | RSSПятница, 18.09.2020, 18:47

Средняя общеобразовательная школа №26


Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [10]
Алейникова Людмила Викторовна [53]
Алексеева Алена Владимировна [0]
Алышова Гюльназ Юсифовна [4]
Антропов Леонид Юрьевич [5]
Ахметова Асия Куандыковна [32]
Баркина Надежда Андреевна [35]
Белоногов Антон Анатольевич [28]
Бельская Антонина Анатольевна [8]
Беркаев Селикан Рамазанович [48]
Бикетова Анастасия Дмитриевна [10]
Большакова Светлана Владимировна [57]
Бородина Галина Алексеевна [2]
Бородина Дарья Викторовна [6]
Бузмакова Анастасия Николаевна [152]
Голощапова Анна Александровна [21]
Демитрова Ирина Яковлевна [39]
Дрогаёва Оксана Владимировна [71]
Елина Ольга Викторовна [33]
Жарикова Наталья Алексеевна [69]
Жевлакова Ольга Викторовна [36]
Заводовская Екатерина Анатольевна [58]
Загвоздина Татьяна Анатольевна [18]
Зайцева Лариса Александровна [1]
Золотухина Софья Ильинична [12]
Зуева Елена Владимировна [64]
Ибраева Ирина Дмитриевна [7]
Немчинова Ирина Сергеевна [25]
Качесова Елена Семёновна [88]
Князева Наталья Яковлевна [62]
Кожевникова Наталья Семеновна [36]
Коновалов Сергей Иосифович [5]
Коротаева Ольга Владимировна [34]
Крошакова Эльвира Петровна [35]
Ладыгина Валентина Федоровна [85]
Лапина Анна Владимировна [62]
Мальцева Любовь Петровна [90]
Маркина Валентина Васильевна [0]
Мартынова Алефтина Михайловна [145]
Маскаева Татьяна Александровна [89]
Матафонова Наталья Николаевна [4]
Матвеева Ирина Васильевна [34]
Мороз Ольга Ивановна [0]
Невилько Наталья Владимировна [46]
Немкова Лариса Владимировна [18]
Ноздрина Оксана Валентиновна [95]
Песнин Иван Иванович [19]
Попова Евгения Никифоровна [21]
Попова Маргарита Ивановна [3]
Попова Ольга Прокопьевна [59]
Предеина Ольга Дмитриевна [5]
Пшеничникова Надежда Владимировна [33]
Рыженкова Надежда Павловна [78]
Сатубалдина Ирина Радиевна [22]
Семенова Тамара Викторовна [0]
Сенотрусова Светлана Владиславовна [18]
Сорокина Наталья Викторовна [24]
Суставова Любовь Анатольевна [10]
Типикина Татьяна Сергеевна [2]
Усольцева Ирина Владимировна [245]
Фомягина Кристина Владимировна [14]
Хаснулин Сергей Александрович [39]
Чашкина Марина Валерьевна [76]
Чебыкина Татьяна Владимировна [3]
Чиркова Дарья Александровна [14]
Филичкина Татьяна Васильевна [9]
Шевцова Людмила Иннокентьевна [0]
Шуртанбаева Батима Ильясовна [19]
Щетинина Елена Леонидовна [2]
Дорохина Оксана Николаевна [23]
Асямолова Юлия Евгеньевна [0]
Алимова Марина Андреевна [20]
Гостюхина Ольга Игоревна [19]
Семенова Любовь Анатольевна [11]
Волосникова Татьяна Петровна [0]
Скутина Наталья Михайловна [0]
Тюленева Елена Федоровна [7]
Махно Елена Викторовна [7]
Махота Анастасия Валерьевна [10]
Асанова Елена Сергеевна [8]
Сагомонян Аделина Альбертовна [5]
Пестерева Светлана Фаритовна [6]
Реестр услуг
Безопасность

Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
Форма входа
Логин:
Пароль:

Каталог статей

Главная » Статьи » Демитрова Ирина Яковлевна

Задание для 9 класса на 3.09 2020. Химия

Тема урока: Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева

Этап I. Организационный момент.

Этап II. Проверка домашнего задания. Актуализация опорных знаний.

Самостоятельная работа. Учащиеся письменно выполняют задание, по плану (Презентация, слайд 1).

1 вариант

Дать характеристику элемента с № 19 (калия) по положению в ПСХЭ.

2 вариант

Дать характеристику элемента с № 11 (натрия) по положению в ПСХЭ.

3 вариант

Дать характеристику элемента с № 3 (лития) по положению в ПСХЭ.

4 вариант

Дать характеристику элемента с № 12 (магния) по положению в ПСХЭ

Этап III. Изучение нового материала. Мобилизационный этап.

Запишите число, классная работа, тему урока запишем позже.

Вступительное слово учителя. Целевая установка.

Что известно вам о Периодическом законе и периодической системе химических элементов?

Периодический закон и периодическая система химических элементов являются основой современной химии. Они относятся к таким научным законам, которые реально существуют в природе и никогда не потеряют своего значения. Эти закономерности были открыты не на пустом месте, они были подготовлены ходом истории развития химии, но потребовалась гениальность научного предвидения Менделеева, чтобы эти закономерности были озвучены. Еще алхимики пытались найти закон природы, на основе которого можно было бы систематизировать химические элементы. Но им недоставало надежных и подробных сведений об элементах.

</ К середине XIX в. знаний о химических элементах стало достаточно, а число элементов возросло настолько, что в науке возникла естественная потребность в их классификации. Первые попытки классификации элементов на металлы и неметаллы оказались несостоятельными.
Предшественники Д.И. Менделеева (И.В. Деберейнер, Дж.А. Ньюлендс, Л.Ю. Мейер) многое сделали для подготовки открытия периодического закона, но не смогли постичь истину.

Сегодня вы узнаете: как был открыт периодический закон; с какими трудностями столкнулся Дмитрий Иванович после своего открытия; как он их преодолел и кто, сам того не желая, помог ему в этом; чем является периодическая система химических элементов для периодического закона; как открытие строения атома повлияло на периодический закон; как формулируется он в наше время; как правильно пользоваться периодической системой и периодическим законом Д. И. Менделеева?

Самоопределение:

Совместно с учащимися определяем тему и задачи урока. Учащиеся называют тему, учитель записывает ее на доске, учащиеся в тетради.

  1. Публичные выступления учащихся: Используя электронные носители (мультимедийное приложение к УМК «Химия 8-9 класс» электронное учебное пособие, диск 2, стр.2), учащиеся в краткой форме (не более 2 минут) представляют подготовленные заранее сообщения о предшественниках Д. И. Менделеева.

1. Классификация Й. Я. Берцелиуса.

2. Триады И. В. Деберейнера.

3. Спираль А. Бегье де Шанкуртуа.

4. Октавы А. Р. Ньюлендса.

5. Классификация Л. Майера.

6. Краткая биография Д.И. Менделеева.

Объяснение нового.

Учитель. На самом деле открытию Периодического закона предшествовало 15 лет напряженной работы. Ко времени открытия Периодического закона было известно 63 химических элемента, существовало около 50 различных классификаций. Большинство ученых сравнивали между собой только сходные по свойствам элементы, поэтому не смогли открыть закон. Менделеев же сравнивал между собой все, в том числе и несходные элементы.

За основу классификации он взял относительную атомную массу и свойства химических элементов.

Как же Менделеев пришел к своему открытию? Он выписал на карточки все известные сведения об открытых и изученных в то время химических элементах и их соединениях. Расположил их в порядке возрастания их относительных атомных масс и всесторонне проанализировал всю эту совокупность, пытаясь найти в ней определенные закономерности. В результате напряженного творческого труда он обнаружил в этой цепочке отрезки, в которых свойства химических элементов и образованных ими веществ изменялись сходным образом - периодически - периоды (проделываем на доске тоже самое, что сделал Менделеев).

Аналитическая беседа:

  1. Как изменяются металлические и неметаллические свойства в определенных промежутках?
  2. Как изменяется степень окисления в высших оксидах и гидроксидах?
  3. Как изменяются свойства оксидов и гидроксидов?

Заметив, что свойства элементов повторяются через определенный промежуток - период, Дмитрий Иванович расположил их друг под другом. На основании своих наблюдений 1 марта 1869 года Менделеев сделал вывод - сформулировал Периодический закон.

Самоопределение.

Вопрос: Какую же формулировку Периодического закона он предложил? От чего зависят свойства химических элементов и их соединений?

Но в периодической системе есть исключение из этого правила. Сравнивая не только относительные атомные массы, но и свойства Д.И. Менделеев сделал 3 перестановки:

Co - Ni, Te - I, Ar - K

Он не мог объяснить эти исключения из общего правила, но предвидел, что эта причина кроется в сложном строении атома (в то время о внутреннем строении атома ничего еще не было известно).

Он писал: «Периодическому закону будущее не грозит разрушением, а только надстройка и развитие обещаются».

  1. Периодический закон и строение атома

1-ая формулировка закона сохраняла свою силу на протяжении 40 лет, но Периодический закон оставался лишь констатацией фактов, и не имел физического обоснования. В 1910 году была разработана планетарная модель строения атома и объяснено сложное строение атома. Были установлены различные характеристики в строении атома.                                  Аналитическая беседа:

  1. Из чего состоит атом?
  2. Каков физический смысл порядкового номера элемента, номера периода, номера группы?
  3. Как определить число протонов, нейтронов, электронов в атоме?
  4. Что такое изотопы? (разновидности атомов одного химического элемента, имеющие одинаковый заряд ядра, но разное массовое число)
  5. Что доказало открытие изотопов?

Ar K

3918Ar 4018Ar 39194019K

Открытие изотопов доказывало, что свойства элементов и веществ зависят не от значения относительной атомной массы, а от зарядов ядер - они одинаковы у изотопов одного химического элемента.

Самоопределение.

Вопрос: Какова современная формулировка Периодического закона

3. Периодическая система и строение атома. Первичная проверка усвоения знаний.

Периодическая система - графическое изображение Периодического закона, каждое обозначение отражает какую либо особенность в строении атома

Проводим теоретический анализ.

Закончите предложения:

1) порядковый номер элемента указывает на…

2) число других ядерных частиц - нейтронов находят по формуле…

3) номер периода указывает на …

4) номер группы показывает на …

Строение атома объясняет причину изменения свойств элементов.

Закончите предложения, сверху вниз:

В группах:

В пределах одной и той же группы (в главной подгруппе):

Металлические свойства … Почему?

Неметаллические свойства … Почему?

Заряд ядра …

Число электронов на внешнем уровне …

Число энергетических уровней…

В периодах:

В периодах слева направо:

Радиус атома…

Металлические свойства … Почему?

Неметаллические свойства … Почему?

Заряд ядра …

Число электронов на внешнем уровне …

Число энергетических уровней…

Радиус атома…

Самоопределение.

Следовательно, можно сделать вывод - дать еще одну причинно-следственную формулировку Периодического закона. От чего зависят свойства химических элементов и их соединений?

Свойства химических элементов и образованных ими веществ находятся в периодической зависимости от строения внешних электронных слоев атомов химических элементов

Ученый мир был ошеломлен тем, что предсказание Менделеевым свойств экаалюминия оказалось таким точным. С этого момента периодический закон начинает утверждаться в химии.

4. Значение закона (Презентация, слайд 2).

1. Позволил исправить неверные значения масс - бериллий 13.5 на 9;

2. Неверные степени окисления - бериллий (+3) на (+2);

3. Описывать свойства элементов и образованных ими веществ;

4. Предсказать существование неоткрытых элементов, описывать их свойства и указывать пути открытия. Триумф - открытие галлия (экаалюминий), скандия (экабор), германия (экасиллиций);

5. ПЗ открыл путь к изучению строения атома;

6. ПЗ и ПС - это путеводная звезда к синтезу новых химических элементов.

И вот спустя более 130 лет после открытия периодического закона мы можем вернуться к словам Дмитрия Ивановича, взятым в качестве девиза нашего урока: «Периодическому закону будущее не грозит разрушением, а только надстройка и развитие обещаются». Сколько химических элементов открыто на данный момент? И это далеко не предел.

Этап VI. Домашнее задание.

§3, вопрос 1,4,7 – п., формулировки Периодического закона наизусть.

по желанию подготовить сообщения 

  1. Открытие галлия в 1875 г., французским ученым П.Э. Лекоком де Буабодран.
  2. Открытие в 1879 г. Л. Нильсоном в Швеции скандия, в нем воплотился предсказанный Дмитрием Ивановичем экабор.
  3. Открытие в 1886 г. К. Винклером в Германии германия, который оказался экасилицием.

 

Категория: Демитрова Ирина Яковлевна | Добавил: Demitrova (02.09.2020)
Просмотров: 179 | Рейтинг: 0.0/0
Наши контакты
Поиск
ГИА
ЕПГУ
Полезные сайты

© Школа №26, 2020