Главная | Мой профиль | Регистрация | Выход | Вход | RSSПонедельник, 21.09.2020, 23:57

Средняя общеобразовательная школа №26


Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [10]
Алейникова Людмила Викторовна [53]
Алексеева Алена Владимировна [0]
Алышова Гюльназ Юсифовна [4]
Антропов Леонид Юрьевич [5]
Ахметова Асия Куандыковна [32]
Баркина Надежда Андреевна [35]
Белоногов Антон Анатольевич [28]
Бельская Антонина Анатольевна [8]
Беркаев Селикан Рамазанович [48]
Бикетова Анастасия Дмитриевна [10]
Большакова Светлана Владимировна [57]
Бородина Галина Алексеевна [2]
Бородина Дарья Викторовна [6]
Бузмакова Анастасия Николаевна [152]
Голощапова Анна Александровна [21]
Демитрова Ирина Яковлевна [39]
Дрогаёва Оксана Владимировна [71]
Елина Ольга Викторовна [33]
Жарикова Наталья Алексеевна [69]
Жевлакова Ольга Викторовна [36]
Заводовская Екатерина Анатольевна [58]
Загвоздина Татьяна Анатольевна [18]
Зайцева Лариса Александровна [1]
Золотухина Софья Ильинична [12]
Зуева Елена Владимировна [64]
Ибраева Ирина Дмитриевна [7]
Немчинова Ирина Сергеевна [25]
Качесова Елена Семёновна [88]
Князева Наталья Яковлевна [62]
Кожевникова Наталья Семеновна [36]
Коновалов Сергей Иосифович [5]
Коротаева Ольга Владимировна [34]
Крошакова Эльвира Петровна [35]
Ладыгина Валентина Федоровна [85]
Лапина Анна Владимировна [62]
Мальцева Любовь Петровна [90]
Маркина Валентина Васильевна [0]
Мартынова Алефтина Михайловна [145]
Маскаева Татьяна Александровна [89]
Матафонова Наталья Николаевна [4]
Матвеева Ирина Васильевна [34]
Мороз Ольга Ивановна [0]
Невилько Наталья Владимировна [46]
Немкова Лариса Владимировна [18]
Ноздрина Оксана Валентиновна [95]
Песнин Иван Иванович [19]
Попова Евгения Никифоровна [21]
Попова Маргарита Ивановна [3]
Попова Ольга Прокопьевна [59]
Предеина Ольга Дмитриевна [5]
Пшеничникова Надежда Владимировна [33]
Рыженкова Надежда Павловна [78]
Сатубалдина Ирина Радиевна [22]
Семенова Тамара Викторовна [0]
Сенотрусова Светлана Владиславовна [18]
Сорокина Наталья Викторовна [24]
Суставова Любовь Анатольевна [10]
Типикина Татьяна Сергеевна [2]
Усольцева Ирина Владимировна [245]
Фомягина Кристина Владимировна [14]
Хаснулин Сергей Александрович [39]
Чашкина Марина Валерьевна [76]
Чебыкина Татьяна Владимировна [3]
Чиркова Дарья Александровна [14]
Филичкина Татьяна Васильевна [9]
Шевцова Людмила Иннокентьевна [0]
Шуртанбаева Батима Ильясовна [19]
Щетинина Елена Леонидовна [2]
Дорохина Оксана Николаевна [23]
Асямолова Юлия Евгеньевна [0]
Алимова Марина Андреевна [20]
Гостюхина Ольга Игоревна [19]
Семенова Любовь Анатольевна [11]
Волосникова Татьяна Петровна [0]
Скутина Наталья Михайловна [0]
Тюленева Елена Федоровна [7]
Махно Елена Викторовна [7]
Махота Анастасия Валерьевна [10]
Асанова Елена Сергеевна [8]
Сагомонян Аделина Альбертовна [5]
Пестерева Светлана Фаритовна [6]
Реестр услуг
Безопасность

Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
Форма входа
Логин:
Пароль:

Каталог статей

Главная » Статьи » Демитрова Ирина Яковлевна

задание для 9 класса на 12 мая

9 класс

Биосфера глобальная экосистема. В.И. Вернадский – основоположник учения о биосфере. Структура биосферы. Распространение и роль живого вещества в биосфере. Ноосфера.

Открытие новых знаний.

Просмотр видеофрагмента по ссылке: https://interneturok.ru/lesson/biology/11-klass/osnovy-ekologii/biosfera

Или:  https://youtu.be/vZPX-PhNtEQ

1. Биосфера, её состав.

Все живые организмы на Земле существуют не сами по себе, независимо друг от друга, а в тесном взаимодействии – влияют на проявления жизнедеятельности одних и сами зависят от других организмов.

Биосфера – оболочка Земли, населенная живыми организмами. В процессе эволюции на Земле образовалась особая оболочка (или сфера), населенная живыми организмами. Впервые это название было использовано еще Ж. Б. Ламарком. Термин «биосфера» (греч. «биос» – жизнь, «сфера» – шар) ввел в 1875 г. геолог Э. Зюсс, но распространение этого термина произошло благодаря развитию учения о биосфере академиком В. И. Вернадским (в конце 20-х гг. XX столетия). В. И. Вернадский (1863–1945 гг.), являясь основоположником новой науки – биогеохимии,  первым обратил внимание на роль живых организмов как мощного геологического фактора, установив роль живого вещества в преобразовании земной поверхности.

Живые организмы в сумме составляют живое вещество.

Биогенное вещество создаётся в процессе жизнедеятельности живых организмов.

В составе биосферы есть и неживое (косное) вещество (образуется без участия живых организмов – лава вулканов, метеориты), а также сложные по своей природе биокосные тела (в их состав входят как живые организмы, так и видоизмененное неживое вещество). В. И. Вернадский к биокосным телам относил почвы, илы, природные воды.

Факторы, обусловливающие эволюцию биосферы:

· развитие нашей планеты как космического тела и протекающими в её недрах химическими преобразованиями;

· биологическая эволюция живых организмов;

· развитие человеческого общества.

2. Структура биосферы. При рассмотрении этого вопроса демонстрируется таблица «Распространение организмов в биосфере».

Изображение схемы на доске.

На Земле различают несколько геосфер:

литосферу (греч. «литос» – камень) – внешнюю твердую оболочку земного шара, состоящую из двух слоев: верхнего слоя осадочных пород с гранитом и нижнего базальтового;

гидросферу (океаны, моря, озера, реки), занимающую 70,8 % земной поверхности;

атмосферу, простирающуюся вверх до 100 км: в ней различают тропосферу (греч «тропа» – перемена) высотой 15 км, а над ней – стратосферу (лат. «стратум» – слой), высотой до 100 км (у границы стратосферы возникают северные сияния; на высоте 45 км вместо кислорода находится озон, образующийся из свободного кислорода под влиянием солнечных лучей (О2 ® О3), который образует экран и отражает губительные для живых организмов космические излучения и частично ультрафиолетовые лучи Солнца).

3. Границы биосферы.

Биосфера охватывает поверхность Земли, верхнюю часть литосферы, всю гидросферу, тропосферу и нижнюю часть стратосферы.

Рассмотрите рис. 114 на с. 223.

! Обратите внимание на то, как распределены живые организмы в различных земных оболочках.

– Чем определяются границы биосферы?

По схеме, предложенной ниже, сделайте вывод об основных факторах, определяющих границы биосферы (на доске изображена схема).

(Границы биосферы определяются наличием условий, необходимых для жизни различных организмов.)

Верхняя граница биосферы ограничена интенсивной концентрацией ультрафиолетовых лучей; нижняя – высокой температурой земных недр (свыше 100 С°). Крайних пределов границ биосферы достигают только бактерии (споры бактерии попадают на высоту 20 км, а анаэробные бактерии обнаруживаются на глубине свыше 3 км в водах месторождений нефти). Наибольшая концентрация жизни сосредоточена у поверхности суши и океана, у границ соприкосновения литосферы и атмосферы, гидросферы и атмосферы, гидросферы и литосферы, то есть на границе фаз.

4. Роль живого вещества в биосфере.

Таким образом, живые организмы могут существовать в тропосфере и нижних слоях стратосферы, а в гидросфере проникают на всю глубину Мирового океана – до 10–11 км, в литосфере – иногда до глубины 7,5 км. Величина биомассы для всей планеты составляет 3–1012 т, при этом более 95 % этой величины приходится на долю растительных организмов и только 5 % – на долю животных. В целом биомасса составляет лишь около 0,01 % массы всей биосферы, но ее роль на планете грандиозна.

Основную часть биомассы растений составляют деревья, поэтому основное накопление биомассы на планете определяется распространением лесов на континентах. Наибольшее сгущение и разнообразие растений имеет место во влажных тропических лесах. Разнообразие и количество видов животных зависят от растительной массы и тоже увеличиваются к экватору.

Прочитайте текст учебника на с. 218–219.

Сравните суммарную биомассу суши и океана.

– Какой вклад в биомассу Земли вносят растения и какой – животные?

После обсуждения этих вопросов рассматривается вопрос об уровнях организации живой материи. Этот материал уже знаком учащимся, поэтому можно провести беседу по предложенным заданиям:

– Перечислите известные вам уровни организации живой материи.

– Дайте краткую характеристику каждому уровню.

IV. Рефлексия.

Выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, определение качества и уровня усвоения. Оценка учащимися своей учебной деятельности с точки зрения ее успешности.

Домашнее задание: § 46, вопросы 1–7 – устно,8,9 - письменно

Тестирование.

Выберите из данных суждений правильные.

1. Биосфера – это совокупность всех биогеоценозов.

2. Биосфера – это открытая система.

3. Живое вещество в биосфере выполняет биогеохимические и концентрационные функции.

4. Высший уровень организации жизни на Земле – биогеоценотический.

5. Нижняя граница обитания живых существ проходит в литосфере на глубине 2–3 км.

6. Живые организмы, регулируя круговорот веществ, служат мощным геологическим фактором, преобразующим поверхность нашей планеты.

7. Весь кислород атмосферы образован в результате процесса жизнедеятельности автотрофных организмов.

Работу отсылать 13 апреля.

Категория: Демитрова Ирина Яковлевна | Добавил: Demitrova (12.05.2020)
Просмотров: 84 | Рейтинг: 0.0/0
Наши контакты
Поиск
ГИА
ЕПГУ
Полезные сайты

© Школа №26, 2020