Главная | Мой профиль | Регистрация | Выход | Вход | RSSВоскресенье, 31.05.2020, 14:27

Средняя общеобразовательная школа №26


Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [10]
Алейникова Людмила Викторовна [49]
Алексеева Алена Владимировна [0]
Алышова Гюльназ Юсифовна [4]
Антропов Леонид Юрьевич [5]
Ахметова Асия Куандыковна [25]
Баркина Надежда Андреевна [33]
Белоногов Антон Анатольевич [24]
Бельская Антонина Анатольевна [8]
Беркаев Селикан Рамазанович [45]
Бикетова Анастасия Дмитриевна [0]
Большакова Светлана Владимировна [52]
Бородина Галина Алексеевна [2]
Бородина Дарья Викторовна [0]
Бузмакова Анастасия Николаевна [152]
Голощапова Анна Александровна [21]
Демитрова Ирина Яковлевна [31]
Дрогаёва Оксана Владимировна [67]
Елина Ольга Викторовна [31]
Жарикова Наталья Алексеевна [69]
Жевлакова Ольга Викторовна [36]
Заводовская Екатерина Анатольевна [55]
Загвоздина Татьяна Анатольевна [16]
Зайцева Лариса Александровна [1]
Золотухина Софья Ильинична [12]
Зуева Елена Владимировна [58]
Ибраева Ирина Дмитриевна [7]
Немчинова Ирина Сергеевна [25]
Качесова Елена Семёновна [84]
Князева Наталья Яковлевна [54]
Кожевникова Наталья Семеновна [36]
Коновалов Сергей Иосифович [30]
Коротаева Ольга Владимировна [26]
Крошакова Эльвира Петровна [31]
Ладыгина Валентина Федоровна [83]
Лапина Анна Владимировна [62]
Мальцева Любовь Петровна [82]
Маркина Валентина Васильевна [0]
Мартынова Алефтина Михайловна [138]
Маскаева Татьяна Александровна [81]
Матафонова Наталья Николаевна [2]
Матвеева Ирина Васильевна [30]
Мороз Ольга Ивановна [0]
Невилько Наталья Владимировна [44]
Немкова Лариса Владимировна [16]
Ноздрина Оксана Валентиновна [89]
Песнин Иван Иванович [13]
Попова Евгения Никифоровна [21]
Попова Маргарита Ивановна [3]
Попова Ольга Прокопьевна [59]
Предеина Ольга Дмитриевна [1]
Пшеничникова Надежда Владимировна [25]
Рыженкова Надежда Павловна [71]
Сатубалдина Ирина Радиевна [19]
Семенова Тамара Викторовна [0]
Сенотрусова Светлана Владиславовна [14]
Сорокина Наталья Викторовна [24]
Суставова Любовь Анатольевна [24]
Типикина Татьяна Сергеевна [7]
Усольцева Ирина Владимировна [236]
Фомягина Кристина Владимировна [14]
Хаснулин Сергей Александрович [36]
Чашкина Марина Валерьевна [71]
Чебыкина Татьяна Владимировна [1]
Чиркова Дарья Александровна [14]
Филичкина Татьяна Васильевна [9]
Шевцова Людмила Иннокентьевна [0]
Шуртанбаева Батима Ильясовна [17]
Щетинина Елена Леонидовна [10]
Дорохина Оксана Николаевна [22]
Асямолова Юлия Евгеньевна [0]
Алимова Марина Андреевна [11]
Гостюхина Ольга Игоревна [15]
Семенова Любовь Анатольевна [6]
Волосникова Татьяна Петровна [0]
Скутина Наталья Михайловна [0]
Реестр услуг
Безопасность

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Логин:
Пароль:

Каталог статей

Главная » Статьи » Демитрова Ирина Яковлевна

Задание для 6 а,б,в,г,д классов на 18 мая

6 класс

 

Жизненные формы растений. Разнообразие отношений животных в природе. Растительный и животный мир родного края.

Просмотр видеофрагментов по ссылке:

https://youtu.be/oBDW9XADfC8

или

https://youtu.be/t5Hedzsw55g

В прошлом году мы познакомились с некоторыми природными сообществами. Мы узнали, что в природе представители различных царств взаимодействуют друг с другом.

— А как вы думаете, могут ли растения, обитающие на одной территории, оказывать влияние друг на друга? (Да, могут.)

— Какое влияние могут оказывать друг на друга растения? (Ответы учеников.)

Большие деревья в лесу создают тень, соответственно, под ними не могут расти светолюбивые травы и кустарники. Корневые системы различных растений переплетаются между собой под землей.

Такие группы взаимосвязанных между собой растений, произрастающих на одной территории и оказывающих влияние друг на друга и на среду своего обитания, называют растительными сообществами, или фитоценозами.

(Напоминаю, что определения рассматриваемых на уроке новых биологических понятий необходимо записать в словарь терминов.)

— Попробуйте самостоятельно привести пример растительного сообщества. (Лес, болото, луг и т. д.)

Действительно, и лес, и болото, и луг являются растительными сообществами. Но если посмотреть внимательнее, леса, болота и луга могут быть совершенно разными.

— Какие типы лесов встречаются на территории нашей страны? (Хвойные (сосновые и еловые), смешанные и широколиственные.)

И для каждого из этих лесов характерен свой тип растительности. Кроме основных видов растительности (видов-эдификаторов), в сообществе обитают и сопутствующие виды. Например, в ельнике, помимо елей, растут черника, брусника, кислица обыкновенная, майник двулистный, могут встречаться зеленые мхи, а на стволах и ветках деревьев — различные лишайники.

— Изучите таблицу.

(Можете добавить свои примеры растений или сообществ.)

Название

Виды-эдификаторы

Сопутствующие виды растений

Еловый лес

Ель обыкновенная или европейская, иногда пихта или сосна

Черника, брусника, кислица обыкновенная, седмичник европейский, майник двулистный, грушанка круглолистная, плаун булавовидный и др.

Сосновый лес

Сосна обыкновенная, иногда лиственница европейская

Черника, брусника, прострел поникший, толокнянка обыкновенная, вереск обыкновенный, кошачья лапка двудомная, ястребинка волосистая и др.

Широколиственный лес

Дуб черешчатый, липа мелколистная, клен остролистный, ясень обыкновенный

Крушина ломкая, бересклет бородавчатый, жимолость лесная, сныть обыкновенная, ландыш майский, зеленчук желтый, копытень европейский, медуница неясная и др.

Луг

Злаки и бобовые (костер безостый, пырей ползучий, тимофеевка луговая, клевер луговой)

Клевер ползучий, клевер гибридный, горошек мышиный, люцерна серповидная, чина луговая, донник белый, донник лекарственный, нивяник, горец змеиный, лютик едкий, тысячелистник обыкновенный, василек луговой

Низовое болото

Осоки (пузырчатая, дернистая и др.), рогоз широколистный, тростник обыкновенный, таволга вязолистная

Сабельник болотный, гравилат речной, сусак зонтичный

Верховое болото

Сфагновые мхи (сфагнум магелланский, сфагнум дубравный, сфагнум оттопыренный), зеленый мох кукушкин лен

Сосна обыкновенная (угнетенная), пушица влагалищная, росянка круглолистная, морошка, осоки, клюква мелкоплодная, голубика, багульник болотный, подбел обыкновенный, мирт болотный и др.

Растительные сообщества

Обычно сообществам дают более подробные характеристики по преобладающим видам растительности. Например, если в лиственном лесу на фоне многочисленных берез появляются молодые елочки, то такой фитоценоз называют березняком с подростом ели.

Помимо растений на определенной территории обитают и различные виды животных.

— Как вы думаете, связаны ли эти животные с растительностью природного сообщества?

Для различных растительных сообществ характерны определенные виды животных. Например, большинство птиц живут в лесу. Пчел, бабочек и других насекомых-опылителей чаще всего можно встретить на лугу, а не на болоте.

Вся совокупность растений и животных, обитающих на конкретной территории, является целостным сообществом, которое называют биогеоценозом.

Биогеоценоз (от греч. биос — “жизнь”, гео — “земля” и койнос — “общий”) — совокупность всех живых организмов (растения, животные, грибы, лишайники, микроорганизмы), населяющих определенный участок и взаимосвязанных между собой.

2. Структура природного сообщества

Устойчивое объединение сообществ живых организмов, среды и системы связей, осуществляющей обмен веществом и энергией между ними, называют экосистемой.

Все обитатели природного сообщества выполняют определенные функции в природе. Автотрофы производят органические вещества из неорганических, запасая энергию. Это в основном зеленые растения. Гетеротрофы получает энергию из готовых органических веществ. Это животные, растения- паразиты, грибы и большинство микроорганизмов. Сапрофиты (грибы и бактерии) возвращают неорганические вещества в окружающую природу и могут быть использованы вновь автотрофами. В результате такого взаимодействия возникает круговорот веществ и поток энергии между организмами и абиотической средой. Благодаря влиянию всех компонентов на биосистему внутри нее создается неповторимая внутренняя среда обитания, называемая биотопом.

В процессе хозяйственной деятельности человек уничтожает одни растительные сообщества и создает другие. Соответственно экосистемы могут быть как природными, так и искусственными - созданными человеком.

Экосистемы

Природные

Искусственные

Наземные

Водные

Наземные

Водные

Лесные, болотные, луговые, степные, пустынные и т. д.

Речные, озерные, морские, океанические

Агрофитоценозы — поля, сеяные луга, сады, огороды, и т. д.; урбоценозы — города, села, а также парки и скверы

Аквакультуры — пресноводные пруды, водохранилища; мари культуры — морские плантации водорослей, моллюсков, ракообразных, рыб и иглокожих

В искусственных экосистемах обычно значительно меньше видов, чем в природных, они менее устойчивы к внешнему воздействию и могут существовать в том виде, в котором были созданы, только с помощью человека. Если человек перестает ухаживать за созданным им сообществом (например, полем или огородом), на его месте начинает развиваться естественная растительность. Так, брошенные поля постепенно зарастают дикорастущими травами, полностью вытесняющими культурные растения.

Домашнее задание: изучить § 25, 26, записать в тетрадь справочный материал, выполнить тест (для отправки учителю 18-19 мая)

Задание 1. Тест.

Вариант 1.

1. В каком направлении осуществляются пищевые и энергетические связи?

а) потребители – производители – разрушители   б) разрушители – потребители – производители

в) производители – потребители – разрушители    г) потребители – разрушители - производители

2. Кто из перечисленных организмов является потребителем в лесной экосистеме?

а) зайцы    в) бактерии

б) грибы    г) растения

3. Рельеф, климат, почва, воздух относятся к:

а) антропогенным факторам      в) абиотическим факторам

б) биотическим факторам      г) факторам среды

4. Разрушители осуществляют:

а) синтез неорганических веществ из органических    б) использование органических соединений

в) превращение органических остатков в минеральные соединения

г) синтез органических веществ из неорганических

5. В биогеоценозе дубравы боярышник занимает ярус:

а) первый     в) третий     д) пятый

б) второй     г) четвёртый

Вариант 2.

1. В биогеоценоз входят:

а) только растения и окружающая среда    б) только животные и окружающая среда

в) только среда, в которой существуют живые организмы    г) организмы и окружающая среда

2.Кто из перечисленных организмов является производителем в лесной экосистеме?

а) черви    б) клён   в) подосиновики    г) кабаны

3. Растения, животные, грибы, лишайники, бактерии относятся к:

а) факторам среды       в) абиотическим факторам

б) биотическим факторам      г) антропогенным факторам

4. Производители осуществляют:

а) синтез неорганических веществ из органических    б) использование органических соединений

в) превращение органических остатков в минеральные соединения

г) синтез органических веществ из неорганических

5. В биогеоценозе дубравы мох занимает ярус:

а) первый      в) третий       д) пятый

б) второй      г) четвёртый

 

Задание  2 общее для 1 и 2 вариантов

Задание 2. Выберите признаки, характерные для биогеоценоза:

1. Состоит из большого числа видов.

2. Способны к саморегуляции.

3. Не способны к саморегуляции.

4. Состоят из небольшого числа видов.

5. Все поглощённые растениями элементы питания со временем возвращаются в почву.

6. Значительная часть элементов питания изымается из почвы. Для возмещения потерь необходимо постоянно вносить удобрения.

7. Единственным источником энергии является солнечный свет.

8.Процветание, сохранение и высокая продуктивность связаны с деятельностью человека.

 Справочный материал в тетрадь.

Биоценоз – это взаимосвязанная совокупность микроорганизмов, растений, грибов и животных, населяющих более или менее однородный участок суши или водоёма.

Биотоп – это территория, занимаемая сообществом, с присущим ему комплексом экологических условий среды, в создании которой сами организмы тоже принимают участие.

Биогеоценоз – это совокупность большого количества видов, взаимодействующих между собой и приспособившихся к совместной жизни и к условиям среды обитания.
Круговорот веществ и потоков энергии – это движение веществ и энергии из окружающей среды к одним организмам (к растениям), от них – к другим организмам (различным гетеротрофам), а от них – вновь в окружающую среду.

Экосистема - это
Фитоценоз – совокупность зелёных растений любого биогеоценоза.

Производители – это организмы, производящие органические вещества.

Потребители – это организмы, потребляющие органические вещества.

Разрушители – это организмы, разлагающие мёртвое органические вещество.

Ярусность – пространственно-структурное расчленение толщи биогеоценоза на ярусы (надземные и подземные), слои.

 

Категория: Демитрова Ирина Яковлевна | Добавил: Demitrova (17.05.2020)
Просмотров: 83 | Рейтинг: 0.0/0
Наши контакты
Поиск
ГИА
ЕПГУ
Полезные сайты

© Школа №26, 2020