Главная | Мой профиль | Регистрация | Выход | Вход | RSSСуббота, 15.05.2021, 23:29

Средняя общеобразовательная школа №26


Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [0]
Алейникова Людмила Викторовна [6]
Алексеева Алена Владимировна [0]
Алышова Гюльназ Юсифовна [0]
Антропов Леонид Юрьевич [10]
Ахметова Асия Куандыковна [11]
Баркина Надежда Андреевна [4]
Белоногов Антон Анатольевич [7]
Бельская Антонина Анатольевна [0]
Беркаев Селикан Рамазанович [7]
Бикетова Анастасия Дмитриевна [7]
Большакова Светлана Владимировна [4]
Бородина Галина Алексеевна [0]
Бородина Дарья Викторовна [37]
Бузмакова Анастасия Николаевна [0]
Голощапова Анна Александровна [0]
Демитрова Ирина Яковлевна [8]
Дрогаёва Оксана Владимировна [6]
Елина Ольга Викторовна [10]
Жарикова Наталья Алексеевна [12]
Жевлакова Ольга Викторовна [0]
Заводовская Екатерина Анатольевна [5]
Загвоздина Татьяна Анатольевна [9]
Зайцева Лариса Александровна [0]
Золотухина Софья Ильинична [0]
Зуева Елена Владимировна [19]
Ибраева Ирина Дмитриевна [0]
Немчинова Ирина Сергеевна [0]
Качесова Елена Семёновна [13]
Князева Наталья Яковлевна [23]
Кожевникова Наталья Семеновна [0]
Коновалов Сергей Иосифович [8]
Коротаева Ольга Владимировна [11]
Крошакова Эльвира Петровна [2]
Ладыгина Валентина Федоровна [12]
Лапина Анна Владимировна [0]
Мальцева Любовь Петровна [19]
Маркина Валентина Васильевна [0]
Мартынова Алефтина Михайловна [9]
Маскаева Татьяна Александровна [12]
Матафонова Наталья Николаевна [7]
Матвеева Ирина Васильевна [14]
Мороз Ольга Ивановна [0]
Невилько Наталья Владимировна [5]
Немкова Лариса Владимировна [9]
Ноздрина Оксана Валентиновна [20]
Песнин Иван Иванович [17]
Попова Евгения Никифоровна [0]
Попова Маргарита Ивановна [0]
Предеина Ольга Дмитриевна [0]
Пшеничникова Надежда Владимировна [17]
Рыженкова Надежда Павловна [7]
Сатубалдина Ирина Радиевна [13]
Семенова Тамара Викторовна [0]
Сенотрусова Светлана Владиславовна [4]
Сорокина Наталья Викторовна [0]
Суставова Любовь Анатольевна [22]
Типикина Татьяна Сергеевна [2]
Усольцева Ирина Владимировна [20]
Фомягина Кристина Владимировна [0]
Хаснулин Сергей Александрович [8]
Чашкина Марина Валерьевна [11]
Чебыкина Татьяна Владимировна [4]
Чиркова Дарья Александровна [0]
Филичкина Татьяна Васильевна [0]
Шевцова Людмила Иннокентьевна [0]
Шуртанбаева Батима Ильясовна [2]
Щетинина Елена Леонидовна [4]
Дорохина Оксана Николаевна [2]
Асямолова Юлия Евгеньевна [0]
Алимова Марина Андреевна [29]
Гостюхина Ольга Игоревна [17]
Семенова Любовь Анатольевна [0]
Волосникова Татьяна Петровна [0]
Скутина Наталья Михайловна [0]
Тюленева Елена Федоровна [0]
Махно Елена Викторовна [14]
Махота Анастасия Валерьевна [4]
Асанова Елена Сергеевна [15]
Сагомонян Аделина Альбертовна [0]
Пестерева Светлана Фаритовна [11]
Тушин Игорь Викторович [4]
Тихонова Анна Юрьевна [21]
Анохина Татьяна Сергеевна [13]
Щукина Арина Ивановна [6]
Большая перемена

Реестр услуг
Полезое

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Логин:
Пароль:

Каталог статей

Главная » Статьи » Демитрова Ирина Яковлевна

8 а, б, д классы 15 апреля 2021 г.

высшая нервная деятельность человека, работы  и.м. сеченова, и.п. павлова, а. а. ухтомского и  п.к. анохина. безусловные и условные рефлексы, их значение.

  1. Просмотреть видеоурок по ссылке: https://infourok.ru/videouroki/251

2)  Изучение нового материала

1. Актуализация знаний о рефлексах, рефлекторной дуге, рефлекторном принципе работы нервной системы, анализаторов.

– Какая система органов играет ведущую роль в обеспечении связи организма с окружающей средой?

– Какой принцип лежит в основе нервной деятельности?

– Что такое рефлекс?

– Что такое рефлекторная дуга?

– Из каких структурных элементов состоит рефлекторная дуга?

– Что следует понимать под анализатором?

– Что следует понимать под высшей нервной деятельностью?

Примечание. Психика (от греч. – душевный) – системное свойство высокоорганизованной материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении субъективной неотчуждаемой от него картины этого мира и саморегуляции на этой основе своего поведения и деятельности. (Краткий психологический словарь / сост. Л. А. Карпенко; под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М.: Пролитиздат, 1985.) – определение записать в тетерадь!

– Каковы заслуги И. М. Сеченова и И. П. Павлова в развитии учения о высшей нервной деятельности?

 «И. М. Сеченов – отец русской физиологии».

И. М. Сеченов родился 1829 году. Окончил военно-инженерное училище, которое дало ему хорошую подготовку в области физики, химии, математики. Затем поступил на медицинский факультет Московского университета. Окончив его, И. М. Сеченов посвящает себя изучению физиологии.

Многосторонняя научная деятельность И. М. Сеченова привела его к многим открытиям в области физиологии дыхания, кровообращения, мышечной деятельности. Но самыми замечательными из всех его исследований были работы по физиологии нервной системы.

И. М. Сеченов показал, что в основе всех функций мозга человека и животных лежат рефлексы. «Все без исключения психические акты… развиваются путем рефлекса», – писал он в своей книге «Рефлексы головного мозга» (1963 г.). Вся деятельность человека осуществляется рефлекторным путем: она начинается вследствие воздействия предметов и явлений внешнего мира на органы чувств и кончается каким-либо двигательным актом.

И. М. Сеченов установил, что под влиянием внешних раздражений в центральной нервной системе возникает не только возбуждение, но и торможение. Вследствие этого и головной, и спинной мозг не только вызывают деятельность органов, но и тормозят ее: ослабляют, замедляют и даже вовсе прекращают.

В 1866 году выходит в свет работа И. М. Сеченова «Физиология нервной системы», в 1901 г. – «Очерки рабочих движений человека», которые положили начало изучению гигиены труда. Умер И. М. Сеченов в 1905 г., оставив богатое научное наследие, и заслуженно считается основоположником учения о высшей нервной деятельности.

 «И. П. Павлов – великий физиолог».

Продолжатель идей И. М. Сеченова – Иван Петрович Павлов – внес неоценимый вклад в важнейшие разделы физиологии. Жемчужиной его научного творчества явилась созданная им «настоящая физиология коры больших полушарий головного мозга».

Решающее значение для жизненного пути Ивана Петровича сыграла книга И. М. Сеченова «Рефлексы головного мозга», прочитав которую, он решил: «Не буду священником!». Павлов покидает духовную семинарию и поступает на естественное отделение Петербургского университета. Здесь он начал работать у Д. М. Менделеева, затем увлекся физиологией, отдав ей все свои силы, всю страсть. Двадцать пять лет И. П. Павлов плодотворно занимался изучением кровообращения и пищеварения. Главная цель его работ – выяснение нервной регуляции органов, логическим завершением которой было изучение И. П. Павловым функций коры большого мозга.

Непосредственным поводом перехода И. П. Павлова к изучению головного мозга послужили опыты по отделению желудочного сока у собаки не только при еде, но и при виде пищи. Это явление называлось тогда в науке «психическим возбуждением» или просто желанием животного поесть. Считалось, что желание, воля животного пускают в работу железы. И. П. Павлов задумался над этим фактом и после «нелегкой умственной борьбы», как он писал, решил стать на путь физиологического изучения психических явлений.

Начиная с 1901 г., более 35 лет своей жизни он посвятил разработке новой, созданной им физиологии больших полушарий. «Дело вышло на широкую дорогу» сразу же, как только были открыты условные рефлексы. Это дало мощный толчок в исследованиях. Условные рефлексы – главное открытие Павлова. Они стали инструментом для многих других научных свершений великого ученого и его последователей. Методом условных рефлексов, точно ключом, открывались скрытые от человека высшие тайны мозга. Павлов пришел к выводу: как важно для натуралиста иметь надежный метод исследования.

До теории условных рефлексов поведение животных очеловечивали. Если, например, прекращалось отделение слюны у собаки, которой не дали пищу по определенному сигналу, то «говорили, что собака «догадалась», ее «дурачили», и она «решила не поддаваться на удочку». Такие объяснения искажают и туманят истинный смысл явления.

И. П. Павлов показал, что мозг работает по принципу временных связей. Он раскрыл постоянную смену возбуждения и торможения коры.

В коре может возникать мощный очаг возбуждения, привлекая и поглощая все другие, менее сильные. Этим объясняется способность человека быть поглощенным своей идеей. Так, знаменитый Архимед, сосредоточившись на изобретении механизма для защиты Сиракуз от римлян, настолько увлекся вычислениями, что не заметил врага и был убит.

И. П. Павлов развил нервную теорию утомления, объяснил сущность сна, сновидений, гипноза, заложил научные основы понимания и лечения некоторых болезней мозга. Павловское учение позволило правильно понять психологические явления: память, речь, мышление, воображение и т. д. Современная психология развивается на базе павловского учения о высшей нервной деятельности.

Трудно переоценить колоссальное значение работ И. П. Павлова для современной науки. Они были признаны и высоко оценены еще при его жизни. Иван Петрович получил 132 награды, столько, сколько не имел ни один ученый мира. Павловское наследие, особенно учение о физиологии мозга, успешно развивает современная наука.

Итак, мы уяснили, что в основе нервной деятельности лежит рефлекс – ответная реакция организма на раздражение, осуществляемая и контролируемая нервной системой.

– Вспомните, на какие две группы подразделяются рефлексы.

(Рефлексы бывают безусловные и условные.)

 Сравним  два этих явления и отразим результаты в таблице.

Рефлексы, их сравнение (для отправки учителю, срок 20, 21  апреля)


п/п

Сравниваемые признаки

Рефлексы

безусловные

условные

1

Каким образом у человека (животного) появляются рефлексы

 

 

2

Характер рефлекса

 

 

3

Когда оказываются полезными

 

 

Врожденные

Приобретенные

1. Безусловные рефлексы – все врожденные рефлексы, т. е. рефлексы, которые передаются по наследству из поколения в поколение. Например, вдох всегда сменяется выдохом; при увеличении яркости света суживаются зрачки глаз, пища в ротовой полости вызывает отделение слюны.

2. Инстинкт – цепочка последовательно связанных друг с другом рефлекторных реакций, которые следуют одна за другой. Примером может служить поведение муравьев, пчел, птиц и т. д.

3. Запечатление – специфическая форма научения у животных, при которой фиксируются отличительные признаки объектов, некоторых врожденных поведенческих актов родительских особей, братьев и сестер, пищевых объектов и т. д. Запечатление обеспечивает животным охрану потомства (следование детей за родителями), узнавание родителей, членов сообщества, сородичей, будущих половых партнеров, признаков местности
и др.

1. Условные рефлексы – это рефлексы, которые приобретаются в течение жизни и возникают на базе безусловных рефлексов и при определенных условиях. Например, если перед кормлением собаки зажигать лампочку, собака поворачивает голову в сторону света
(это безусловный рефлекс; при этом слюна не выделяется, так как свет для пищевого участка коры головного мозга – безразличный раздражитель: через 5–10 с после вспышки света собаке дают мясную пищу. При попадании еды в рот собаки выделяется слюна
(безусловный слюноотделительный рефлекс, а пища – безусловный раздражитель).

2. Динамический стереотип – система условно-рефлекторных связей. Он лежит в основе многих привычек и навыков. Например, научившись кататься на коньках, велосипеде, человек впоследствии не думает о последовательности конкретных действий.

3. Навык – действие, сформированное путем повторения, характеризующееся высокой степенью освоения
и отсутствием поэлементарной сознательной регуляции и контроля.

4. Привычка – сложившийся способ поведения, осуществление которого
в определенной ситуации приобретает для индивида характер потребности.

5. Рассудочная деятельность – сложная форма приобретенного поведения, которая позволяет в новых ситуациях на основе прошлого опыта находить новые решения.

Если в течение нескольких дней будем предварять кормление зажиганием лампочки, у собаки слюна начинает выделяться на включение лампочки, еще до появления корма. Свет стал условным раздражителем, у животного выработался условный рефлекс

 Вывод.

. Формы поведения

– Изобразим схемы безусловного и условного слюноотделительного рефлексов. Записать в тетрадь.

(Безусловный слюноотделительный рефлекс: рецепторы языка ® чувствительный путь (нейрон) ® слюноотделительный центр в продолговатом мозге (с промежуточными нейронами) ® двигательный путь (нейрон) ® слюнная железа.

Условный слюноотделительный рефлекс: рецепторы глаза ® чувствительный путь (нейрон) ® зрительная зона коры полушарий большого мозга (с промежуточными нейронами) ® пищевой центр коры больших полушарий (с промежуточными нейронами) ® слюноотделительный центр в продолговатом мозге (с промежуточными нейронами) ® двигательный путь (нейрон) ® слюнная железа.)

Различные раздражители, действующие на организм, могут вызвать в нервной системе не только возбуждение, но и торможение.

Незнакомый звук, возникший одновременно с действием условного раздражителя, очень часто нарушает выработанный у собаки условный рефлекс и может вызвать его временное исчезновение. Это явление объясняется развитием в коре полушарий процесса торможения.

Дикое животное прекращает поиск пищи и прячется, если почувствует запах хищника. Этот запах – раздражитель, вызывающий торможение в тех клетках коры полушарий, которые связаны с пищевым рефлексом.

Подобное явление наблюдается и в случаях применения очень сильных условных раздражителей. Так, сколько бы ни подкреплять едой резкий звук трещотки, у многих собак нельзя выработать на него условный пищевой рефлекс. Действие сильного раздражителя вызывает в коре полушарий не возбуждение, а торможение.

Торможение, возникающее сразу, при первом же действии раздражителя, И. П. Павлов назвал безусловным.

Значение безусловного торможения в жизни животных чрезвычайно велико. Подавляя одну деятельность животного, оно дает простор для другой. Так, например, запах рыси тормозит деятельность лося, связанную с питанием, зато в полной мере у него проявляется ориентировочная реакция. Лось останавливается, настораживается, втягивает в ноздри воздух, вслушивается, всматривается. Это позволяет ему своевременно заметить грозящую опасность и избежать ее.

Безусловное торможение, возникающее при действии чрезмерно сильных раздражителей, имеет охранительное значение. Оно оберегает нервные клетки от возможного в этих случаях истощения.

От безусловного следует отличать условное торможение, которое требует выработки и возникает в коре полушарий медленно и постепенно. Рассмотрим несколько случаев такого торможения.

У собаки выработан прочный слюноотделительный рефлекс на почесывание лапы. Если условный раздражитель (почесывание) применять, не сопровождая пищей, то с каждым разом выделение на его действие слюны будет все меньше и наконец вовсе прекратится. Объясняется это тем, что происходит медленная выработка условного торможения. С каждым опытом торможение увеличивается, пока совершенно не подавит рефлекс.

Хищник, добывающий свою пищу в определенном участке леса, имеет ряд условных рефлексов, связанных с местом его охоты. Если животные, которых он добывает, переменят место своего пребывания, то происходит постепенное условное торможение имевшихся рефлексов у хищников, и он перестает посещать прежний охотничий участок.

Если какой-нибудь тон, например «до», сопровождать действием безусловного раздражителя, а другой, близкий к нему тон «ре» не подкреплять, то первое время оба тона вызывают одинаковые условнорефлекторные акции. Однако при многократном повторении опыта тон «до» продолжает вызывать нормальный рефлекс, а на тон «ре» ответная реакция все более и более ослабляется и наконец прекращается. В данном случае происходит различение (анализ) двух слабых раздражителей. Вследствие этого применение одного из них (неподкрепляемого), вызывавшее прежде процесс возбуждения, теперь влечет за собой постепенное развитие условного торможения.

Условные рефлексы у молодых животных устанавливаются не сразу. Вначале животное положительно реагирует на самые различные запахи, звуки, шорохи и следы, которыми полна природа. Однако одни из этих раздражителей постоянно подкрепляются добытой пищей, а другие, может быть, и близкие к ним, такого подкрепления не получают, так как не относятся к объекту охоты. Через некоторое время у хищника устанавливаются условные рефлексы только на те запахи, звуки, шорохи и следы, которые связаны с его жертвой. На остальные же запахи, звуки, шорохи и следы у хищника постепенно вырабатывается условное торможение.

Благодаря условному торможению животное перестает реагировать на сигналы, которые не сопровождаются более безусловным раздражителем и, следовательно, потеряли свое значение для животного.

Условное торможение позволяет животному различать разнообразные раздражители и на те из них, которые сигнализируют об опасности или наличии пищи, реагировать, а на другие, близкие к ним, но не связанные с опасностью или пищей, – не отвечать.

Не будь условного торможения, вся деятельность животного имела бы беспорядочный характер и состояла бы из массы бесполезных и даже вредных реакций.

Если образование условных рефлексов играет громадную роль в жизни животных, то не меньшее значение имеет и торможение их. Образование условных рефлексов и их торможение – процессы противоположные и в то же время связанные друг с другом. Только наличие их обоих обеспечивает точную и тонкую ориентировку организма в постоянно меняющихся условиях существования.

2. Самостоятельная работа с текстом в учебнике на с. 238 и заполнение таблицы «Виды торможений».

(для отправки учителю, срок 20, 21  апреля)

Вид
торможений

Характерные
признаки

Примеры

Значения

Безусловное торможение

· Возникает сразу, при первом же действии раздражителя;

· врожденное, наследственное;

· возбуждение одного участка мозга ведет к торможению в другом его отделе

 

 

Условное торможение

· Возникает медленно и постепенно, если в течение некоторого времени условный рефлекс не подкрепляется безусловным раздражителем;

· условное торможение является следствием ослабевания или полного исчезновения связи между двумя центрами коры, контролирующими работу двух рефлекторных дуг, к примеру, ориентировочного и слюноотделительного рефлекса

 

 

 

Письменно ответить на вопросы (для отправки учителю)

1) Почему условный рефлекс может со временем угаснуть?

2) В чем суть условного торможения?

Задание на дом: изучить материал в учебнике на с. 232–240; зарисовать схему «Выработка условного рефлекса по И. П. Павлову» используя учебник; ответить устно на вопросы 1–8 .  Для отправки учителю таблицы (смотри те выше).

 

Категория: Демитрова Ирина Яковлевна | Добавил: Demitrova (14.04.2021)
Просмотров: 152 | Рейтинг: 0.0/0
Наши контакты
Поиск
ГИА
ЕПГУ
Полезные сайты

© Школа №26, 2021