Главная | Мой профиль | Регистрация | Выход | Вход | RSSПонедельник, 13.07.2020, 20:04

Средняя общеобразовательная школа №26


Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [10]
Алейникова Людмила Викторовна [49]
Алексеева Алена Владимировна [0]
Алышова Гюльназ Юсифовна [4]
Антропов Леонид Юрьевич [5]
Ахметова Асия Куандыковна [25]
Баркина Надежда Андреевна [33]
Белоногов Антон Анатольевич [24]
Бельская Антонина Анатольевна [8]
Беркаев Селикан Рамазанович [45]
Бикетова Анастасия Дмитриевна [0]
Большакова Светлана Владимировна [52]
Бородина Галина Алексеевна [2]
Бородина Дарья Викторовна [0]
Бузмакова Анастасия Николаевна [152]
Голощапова Анна Александровна [21]
Демитрова Ирина Яковлевна [31]
Дрогаёва Оксана Владимировна [67]
Елина Ольга Викторовна [31]
Жарикова Наталья Алексеевна [69]
Жевлакова Ольга Викторовна [36]
Заводовская Екатерина Анатольевна [56]
Загвоздина Татьяна Анатольевна [16]
Зайцева Лариса Александровна [1]
Золотухина Софья Ильинична [12]
Зуева Елена Владимировна [58]
Ибраева Ирина Дмитриевна [7]
Немчинова Ирина Сергеевна [25]
Качесова Елена Семёновна [84]
Князева Наталья Яковлевна [54]
Кожевникова Наталья Семеновна [36]
Коновалов Сергей Иосифович [30]
Коротаева Ольга Владимировна [26]
Крошакова Эльвира Петровна [31]
Ладыгина Валентина Федоровна [83]
Лапина Анна Владимировна [62]
Мальцева Любовь Петровна [82]
Маркина Валентина Васильевна [0]
Мартынова Алефтина Михайловна [138]
Маскаева Татьяна Александровна [81]
Матафонова Наталья Николаевна [2]
Матвеева Ирина Васильевна [30]
Мороз Ольга Ивановна [0]
Невилько Наталья Владимировна [44]
Немкова Лариса Владимировна [16]
Ноздрина Оксана Валентиновна [89]
Песнин Иван Иванович [13]
Попова Евгения Никифоровна [21]
Попова Маргарита Ивановна [3]
Попова Ольга Прокопьевна [59]
Предеина Ольга Дмитриевна [1]
Пшеничникова Надежда Владимировна [25]
Рыженкова Надежда Павловна [72]
Сатубалдина Ирина Радиевна [19]
Семенова Тамара Викторовна [0]
Сенотрусова Светлана Владиславовна [14]
Сорокина Наталья Викторовна [24]
Суставова Любовь Анатольевна [24]
Типикина Татьяна Сергеевна [7]
Усольцева Ирина Владимировна [236]
Фомягина Кристина Владимировна [14]
Хаснулин Сергей Александрович [36]
Чашкина Марина Валерьевна [71]
Чебыкина Татьяна Владимировна [1]
Чиркова Дарья Александровна [14]
Филичкина Татьяна Васильевна [9]
Шевцова Людмила Иннокентьевна [0]
Шуртанбаева Батима Ильясовна [17]
Щетинина Елена Леонидовна [10]
Дорохина Оксана Николаевна [22]
Асямолова Юлия Евгеньевна [0]
Алимова Марина Андреевна [11]
Гостюхина Ольга Игоревна [15]
Семенова Любовь Анатольевна [6]
Волосникова Татьяна Петровна [0]
Скутина Наталья Михайловна [0]
Реестр услуг
Безопасность

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Логин:
Пароль:

Каталог статей

Главная » Статьи » Демитрова Ирина Яковлевна

21 мая 7 класс

Класс Млекопитающие. Общая характеристика класса Млекопитающие. Среды жизни млекопитающих. Особенности внешнего строения, скелета и мускулатуры млекопитающих. Органы полости тела. Нервная система и поведение млекопитающих, рассудочное поведение. Размножение и развитие млекопитающих. Происхождение млекопитающих.

Просмотр видеофрагментов по ссылкам:

https://infourok.ru/videouroki/166

https://infourok.ru/videouroki/184

https://infourok.ru/videouroki/165

Млекопитающие, или Звери, – высший класс животных, насчитывающий около 4000 видов, широко распрос­траненных и занимающих заметное место на суше, в воде и даже в воздухе. Все системы органов у них достигают наиболь­шей дифференцировки, а головной мозг – наиболее совершен­ного строения. Особенно развит в нем центр высшей нервной деятельности – кора полушарий, состоящая из серого мозгового вещества.

Эта группа животных резко отличается от всех других чертами внутреннего и внешнего строения:

1) волосяным покровом, не свойственным другим животным;

2) выкармливанием детенышей молоком;

3) очень высоким развитием нервной системы, особенно головного мозга, что позволяет им быстро приспосабливаться к меняющимся условиям внешней среды.

Для быстрого прогрессивного развития млекопитающих характерны дифференцировка зубов на резцы, клыки, коренные и непосредственное причленение нижней челюсти к черепной коробке, в результате чего переработка пищи у млекопитающих начинается уже в ротовой полости, отгоро­женной от носоглоточной полости вторичным небом. Огромную роль сыграло приобретение теплокровности, то есть постоянно высокой температуры тела, возникающей благодаря появлению у млекопитающих несмешанного кровообращения, усиленного газообмена и терморегулирующих приспособлений.

Несмешанное кровообращение достигается четырехкамерным сердцем и сохранением у зверей лишь одной (левой) дуги аорты.

Усиленный газообмен достигнут приобретением альвеолярной структуры легких и появлением диафрагмы – мышечной перегородки, полностью разделяющей полость тела на грудную и брюшную полости и участвующей в акте вдоха и выдоха.

Терморегуляция достигается возникновением волосяного покрова, а также развитием кожных желез.

Сходство птиц и млекопитающих, выражающееся в несмешанном кровообращении и постоянной температуре тела, выработалось у обоих этих классов самостоятельно.

* Рассмотрим вопрос о происхождении млекопитающих. Найдите черты сходства и различия млекопитающих и пресмыкающихся. Сделайте выводы.

Звери произошли от примитивных пресмыкающихся, сохранявших еще ряд общих черт с земноводными. Некоторые из этих черт перешли к млекопитающим: расположение голеностопного и предплечнозапястного сочленений, парный затылочный мыщелок (отчасти), богатство кожи железами, расщепление общего артериального ствола земноводных пошло у предков млекопитающих по другому пути, чем у пресмыкающихся.

Класс Млекопитающие включает три подкласса: Яйцекладущие, Сумчатые, Плацентарные.

* Сравним покровы уже изученных представителей типа Хордовых с покровами тела Млекопитающих.

Покровы тела. Как и у всех позвоночных, кожа млекопитающих состоит из многослойного эпидермиса, производными которого являются волосы, когти, копыта, щетина и т. п., и собственно кожи, или дермы (кориума). Кожа богата железами (сальные, потовые, млечные, пахучие). Снаружи тело покрыто эпидермисом, верхний роговой слой которого в виде отдельных отмерших клеток постоянно отпадает. Дерма построена из волокнистой соединительной ткани, глубокие слои которой (так называемая подкожная клетчатка) содержат жировые клетки.

Из роговых образований кожи (волосы, ногти, когти, копыта) волосы наиболее типичны для млекопитающих. Волос состоит из ствола и корня. Ствол построен из сердцевинного вещества, покрытого корковым слоем и снаружи кожицей. В полости волоса находится воздух. Корень волоса заканчивается луковицей, в основание которой входит волосяной сосочек. Он богат кровеносными сосудами и служит для питания волоса. Волосяной сосочек находится в волосяной сумке, в которую открываются протоки сальных желез, выделяющих жировое вещество, смазывающее волосы.

Волосяной покров и большое количество кожных желез обеспечивают млекопитающим совершенную терморегуляцию.

* Рассмотрим изменения, произошедшие в строении и функционировании скелета и мускулатуры млекопитающих. Найдите прогрессивные черты.

Скелет. В скелете млекопитающих отмечается четкое расчленение позвоночника на шейный, грудной, поясничный, крестцовый и хвостовой отделы, а также наличие плоских сочленовных поверхностей позвонков с хрящевыми лисками (менисками) между позвонками. Характерно постоянное число шейных позвонков (7). На передней стороне одного из двух шейных – атланта – имеются две сочленовные поверхности, как у амфибии.

Грудной отдел несет ребра, которые, соединяясь с грудиной, образуют грудную клетку.

Плечевой пояс состоит из двух пар костей: лопаток и ключиц. Передняя конечность представлена плечом, предплечьем и кистью. Тазовый пояс состоит из трех парных костей: подвздошных, седалищных и лобковых. Задняя конечность представлена бедром, голенью и стопой.

Череп имеет объемистую мозговую коробку, что свидетельствует о крупных размерах головного мозга. Многие кости черепа срастаются очень поздно, и мозг может расти длительное время.

Характеризуя скелет млекопитающих, следует обратить внимание на подвижность и прочность его отделов, что позволяет зверям достичь высокого совершенства в беге, прыгании и т. д.

Мышечная система. Для всех представителей класса характерна куполообразная мышца – диафрагма, отграничивающая грудную полость от брюшной и участвующая в акте дыхания. Мышечная система исключительно развита и сложна, она насчитывает несколько сотен отдельных специализированных мускулов. Хорошо развита подкожная мускулатура, при ее сокращении осуществляются поворот ушных раковин и принюхивание, столь необходимые при охоте хищных и настораживании травоядных животных.

Пищеварительная система. При изучении пищеварительной системы следует обратить внимание на дифференцированную зубную систему: разные зубы (резцы, клыки, коренные) выполняют различные функции. Благодаря этому переработка пищи начинается уже в ротовой полости, а это позволяет организму значительно полнее использовать ее.

В ротовую полость открываются три пары слюнных желез. Далее пища попадает в глотку, пищевод, желудок, имеющий у большинства млекопитающих мешковидную форму. Его слизистая оболочка богата железами, выделяющими пищеварительные ферменты.

Сложное строение имеет желудок жвачных. В нем четыре отдела: рубец, сетка, книжка и сычуг. За желудком следует кишечник, состоящий из тонкого и толстого отделов. На границе этих отделов находится слепая кишка, служащая у животных, которые питаются грубой пищей (крысы, кролики), «бродильным чаном», где функционируют бактерии, расщепляющие клетчатку. Общая длина кишечника зависит от характера пищи: у растительноядных она во много раз превосходит длину тела, например у копытных – в 12–30 раз, у хищных – в 2,5–6 раз.

Дыхательная система. Легкие млекопитающих имеют альвеолярное строение, хорошо развиты дыхательные пути. Носовая полость ведет в глотку, затем в гортань, которая образована системой хрящей, образующихся за счет второй и третьей жаберных дуг. Далее следуют трахея и бронхи. В легких бронхи ветвятся на более тонкие трубки. Самые мелкие из них – бронхиолы – заканчиваются пузырьками – альвеолами, оплетенными капиллярами, в их тонких стенках осуществляется обмен газов. Усиленный газообмен у млекопитающих возможен благодаря сложному строению легких, движениям грудной клетки, совершающимся при помощи межреберной мускулатуры, и появлению диафрагмы.

Кровеносная система млекопитающих близка к кровеносной системе птиц, но имеется не правая, а левая дуга аорты.

Сердце у млекопитающих, как и у птиц, четырехкамерное, в нем также не смешивается венозная и артериальная кровь (кровообращение осуществляется по большому и малому кругу). Большой круг начинается от левого желудочка, здесь берет начало левая дуга аорты, несущая насыщенную кислородом кровь к органам и тканям. От аорты отходят венечные артерии, питающие сердце. Венозная кровь от головы, туловища и конечностей вливается в правое предсердие через верхнюю и нижнюю полые вены, замыкающее большой круг кровообращения. Малый круг кровообращения берет начало в правом желудочке легочной артерии, которая идет к легким. Из легких окисленная кровь возвращается в левое предсердие, где малый круг оканчивается.

Красные кровяные тельца (эритроциты) в сформиро­ванном состоянии лишены ядер.

Выделительная система. Мочевой пузырь открывается не в клоаку, а в мочеиспускательный канал. В мочевой пузырь открываются парные мочеточники, берущие начало от парных бобовидных вторичных (тазовых) почек, расположенных в поясничной области рядом с позвоночником.

Нервная система и органы чувств. Головной мозг имеет крупные размеры за счет увеличения полушарий и мозжечка. Полушария переднего мозга прикрывают промежуточный и средний мозг. В коре мозга расположены центры высшей нервной деятельности, регулирующие сложное поведение животных, а также высшие чувствительные и двигательные центры. Часть коры скрыта в бороздах, что увеличивает ее поверхность. Чем выше организация млекопитающего, тем больше развита сеть борозд. Мозжечок крупных размеров, осуществляет координацию млекопитающих.

В органе слуха уже можно различить наружное ухо и наружный проход, три слуховые косточки и звуковоспринимающий аппарат – кортиев орган. Он состоит из нескольких тысяч тончайших волокон, напоминающих струны и расположенных в улитке.

В органе обоняния сложного развития достигают пластинчатые скелетные носовые раковины и носовой лабиринт.

Органы зрения – глаза; острота зрения зависит от условий жизни. Цветовое зрение у млекопитающих по сравнению с птицами развито слабо либо отсутствует.

Органами осязания служат осязательные волоски – вибриссы, расположенные на передней части головы и туловища.

У  рукокрылых,  мышевидных  грызунов,  землероек,  китообразных  (дельфины) существует особый механизм ориентировки в пространстве – звуковая локация. Благодаря этому животные воспринимают удаленные предметы. Это незаменимый метод ориентировки в воде и в ночное время.

Закрепление материала.

 Решите, правильно или неправильно то или иное предложенное суждение. Выпишите номера правильных суждений.

1. Все млекопитающие – живородящие животные.

2. Млекопитающие выкармливают детенышей молоком.

3. У большинства видов млекопитающих имеется особый орган – матка, а в ней развивается детское место – плацента.

4. Плацента слабо развита у однопроходных.

5. Глаза млекопитающих имеют веки с ресницами.

6. У всех млекопитающих глаза располагаются по бокам головы.

7. Ушные раковины имеются только у млекопитающих.

8. Исчезновение ушных раковин у некоторых видов млекопитающих связано с водным или подземным образом жизни.

9. Ушных раковин нет у тюленей.

10. Глаза хорошо развиты у млекопитающих, ведущих сумеречный и ночной образ жизни.

11. У всех млекопитающих, имеющих волосяной покров, различают ость и подшёрсток.

12. Щетина у кабана предохраняет кожу от повреждений сухими ветками деревьев и кустарников.

13. Иглы ежа – видоизмененная шерсть.

14. Млечные железы располагаются у всех млекопитающих на брюшной стороне тела.

15. Количество сосков равно количеству рождаемых детенышей.

16. У кенгуру новорожденный детеныш настолько слаб, что молоко впрыскивается ему в рот при сокращении особых мышц матери.

•  Лабораторная работа «Строение скелета млекопитающих».

Цель работы: изучить основные особенности строения скелета млекопитающих.

Материал и оборудование: скелет крысы, скелет кролика, скелет кошки, раздаточный материал «Строение скелета млекопитающих», ручные лупы.

Рекомендации по подготовке к занятию. При работе используют раздаточный материал фабричного производства, потребуется также несколько скелетов млекопитающих. В случае отсутствия их можно заменить ксерокопиями рисунков «Строение скелета млекопитающего» без обозначений.

Инструктивная карточка.

1. Рассмотрите скелет млекопитающего, изображенный на крышке раздаточного материала. Перечислите основные отделы скелета.

2. Обратите внимание на череп. Из каких отделов он состоит? Найдите костное нёбо, рассмотрите зубы. Почему зубы у млекопитающих различаются по форме?

3. Изучите позвоночник и его отделы: шейный, грудной, поясничный, крестцовый, хвостовой. Каково значение позвоночника для организма? Чем отличаются друг от друга отделы позвоночника?

4. Рассмотрите грудную клетку. Какими костями она образована? Каково значение грудной клетки для организма?

5. Осмотрите пояс передних конечностей: лопатку, ключицу; скелет передней конечности: плечевую кость, кости предплечья, кости кисти. Рассмотрите пояс задних конечностей. Найдите тазовую и бедренную кости, кости голени и стопы. Сравните строение передней и задней конечностей. В чем сходство отделов? Почему возникли различия?

6. Подведение итогов работы: заполните таблицу.

Строение скелета млекопитающего

Части скелета

Отделы

Функции

 

Домашнее задание:

Учебник: изучить тему «Млекопитающие»,

подготовить сообщение по одной из тем (по желанию):

  1. Млекопитающие – переносчики возбудителей опасных заболеваний.
  2. Меры борьбы с грызунами.
  3. Меры предосторожности и первая помощь при укусах животных.
  4.  Сезонные явления в жизни млекопитающих.
  5.  Охрана млекопитающих.
  6. Важнейшие породы домашних млекопитающих. Приемы выращивания и ухода за домашними млекопитающими.
  7. Многообразие млекопитающих родного края.

Выполнить лабораторные работы , прислать оформленные работы на проверку

16.Изучение внешнего строения, скелета и зубной системы млекопитающих.

17.Изучение строения позвоночного животного.

 

 

 

Категория: Демитрова Ирина Яковлевна | Добавил: Demitrova (21.05.2020)
Просмотров: 47 | Рейтинг: 0.0/0
Наши контакты
Поиск
ГИА
ЕПГУ
Полезные сайты

© Школа №26, 2020