Главная | Мой профиль | Регистрация | Выход | Вход | RSSСуббота, 15.05.2021, 21:23

Средняя общеобразовательная школа №26


Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [0]
Алейникова Людмила Викторовна [6]
Алексеева Алена Владимировна [0]
Алышова Гюльназ Юсифовна [0]
Антропов Леонид Юрьевич [10]
Ахметова Асия Куандыковна [11]
Баркина Надежда Андреевна [4]
Белоногов Антон Анатольевич [7]
Бельская Антонина Анатольевна [0]
Беркаев Селикан Рамазанович [7]
Бикетова Анастасия Дмитриевна [7]
Большакова Светлана Владимировна [4]
Бородина Галина Алексеевна [0]
Бородина Дарья Викторовна [37]
Бузмакова Анастасия Николаевна [0]
Голощапова Анна Александровна [0]
Демитрова Ирина Яковлевна [8]
Дрогаёва Оксана Владимировна [6]
Елина Ольга Викторовна [10]
Жарикова Наталья Алексеевна [12]
Жевлакова Ольга Викторовна [0]
Заводовская Екатерина Анатольевна [5]
Загвоздина Татьяна Анатольевна [9]
Зайцева Лариса Александровна [0]
Золотухина Софья Ильинична [0]
Зуева Елена Владимировна [19]
Ибраева Ирина Дмитриевна [0]
Немчинова Ирина Сергеевна [0]
Качесова Елена Семёновна [13]
Князева Наталья Яковлевна [23]
Кожевникова Наталья Семеновна [0]
Коновалов Сергей Иосифович [8]
Коротаева Ольга Владимировна [11]
Крошакова Эльвира Петровна [2]
Ладыгина Валентина Федоровна [12]
Лапина Анна Владимировна [0]
Мальцева Любовь Петровна [19]
Маркина Валентина Васильевна [0]
Мартынова Алефтина Михайловна [9]
Маскаева Татьяна Александровна [12]
Матафонова Наталья Николаевна [7]
Матвеева Ирина Васильевна [14]
Мороз Ольга Ивановна [0]
Невилько Наталья Владимировна [5]
Немкова Лариса Владимировна [9]
Ноздрина Оксана Валентиновна [20]
Песнин Иван Иванович [17]
Попова Евгения Никифоровна [0]
Попова Маргарита Ивановна [0]
Предеина Ольга Дмитриевна [0]
Пшеничникова Надежда Владимировна [17]
Рыженкова Надежда Павловна [7]
Сатубалдина Ирина Радиевна [13]
Семенова Тамара Викторовна [0]
Сенотрусова Светлана Владиславовна [4]
Сорокина Наталья Викторовна [0]
Суставова Любовь Анатольевна [22]
Типикина Татьяна Сергеевна [2]
Усольцева Ирина Владимировна [20]
Фомягина Кристина Владимировна [0]
Хаснулин Сергей Александрович [8]
Чашкина Марина Валерьевна [11]
Чебыкина Татьяна Владимировна [4]
Чиркова Дарья Александровна [0]
Филичкина Татьяна Васильевна [0]
Шевцова Людмила Иннокентьевна [0]
Шуртанбаева Батима Ильясовна [2]
Щетинина Елена Леонидовна [4]
Дорохина Оксана Николаевна [2]
Асямолова Юлия Евгеньевна [0]
Алимова Марина Андреевна [29]
Гостюхина Ольга Игоревна [17]
Семенова Любовь Анатольевна [0]
Волосникова Татьяна Петровна [0]
Скутина Наталья Михайловна [0]
Тюленева Елена Федоровна [0]
Махно Елена Викторовна [14]
Махота Анастасия Валерьевна [4]
Асанова Елена Сергеевна [15]
Сагомонян Аделина Альбертовна [0]
Пестерева Светлана Фаритовна [11]
Тушин Игорь Викторович [4]
Тихонова Анна Юрьевна [21]
Анохина Татьяна Сергеевна [13]
Щукина Арина Ивановна [6]
Большая перемена

Реестр услуг
Полезое

Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
Форма входа
Логин:
Пароль:

Каталог статей

Главная » Статьи » Анохина Татьяна Сергеевна

Профилактика профессионального выгорания (для педагогов)

Три аспекта профессионального выгорания

Первый — снижение самооценки.

Как следствие, такие «сгоревшие» работники чувствуют беспомощность и апатию. Со временем это может перейти в агрессию и отчаяние.

Второй — одиночество.

Люди, страдающие от эмоционального сгорания, не в состоянии установить нормальный контакт с клиентами. Преобладают объект-объектные отношения.

Третий — эмоциональное истощение, соматизация.

Усталость, апатия и депрессия, сопровождающие эмоциональное сгорание, приводят к серьезным физическим недомоганиям — гастриту, мигрени, повышенному артериальному давлению, синдрому хронической усталости и т.д.

Симптомы профессионального выгорания

ПЕРВАЯ ГРУППА:

психофизические симптомы

• Чувство постоянной усталости не только по вечерам, но и по утрам, сразу после сна (симптом хронической усталости);

• ощущение эмоционального и физического истощения;

• снижение восприимчивости и реактивности в связи с изменениями внешней среды (отсутствие реакции любопытства на фактор новизны или реакции страха на опасную ситуацию);

• общая астенизация (слабость, снижение активности и энергии, ухудшение биохимии крови и гормональных показателей);

• частые беспричинные головные боли; постоянные расстройства желудочно-кишечного тракта;

• резкая потеря или резкое увеличение веса;

• полная или частичная бессонница;

• постоянное заторможенное, сонливое состояние и желание спать в течение всего дня;

• одышка или нарушения дыхания при физической или эмоциональной нагрузке;

• заметное снижение внешней и внутренней сенсорной чувствительности: ухудшение зрения, слуха, обоняния и осязания, потеря внутренних, телесных ощущений.

ВТОРАЯ ГРУППА:

социально-психологические симптомы

• Безразличие, скука, пассивность и депрессия (пониженный эмоциональный тонус, чувство подавленности);

• повышенная раздражительность на незначительные, мелкие события;

• частые нервные срывы (вспышки немотивированного гнева или отказы от общения, уход в себя);

• постоянное переживание негативных эмоций, для которых во внешней ситуации причин нет (чувство вины, обиды, стыда, подозрительность, скованность);

• чувство неосознанного беспокойства и повышенной тревожности (ощущение, что «что-то не так, как надо»);

• чувство гиперответственности и постоянное чувство страха, что «не получится» или «я не справлюсь»;

• общая негативная установка на жизненные и профессиональные перспективы (по типу «как ни старайся, все равно ничего не получится»).

ТРЕТЬЯ ГРУППА:

поведенческие симптомы

• Ощущение, что работа становится все тяжелее и тяжелее, а выполнять ее — все труднее и труднее;

• сотрудник заметно меняет свой рабочий режим (увеличивает или сокращает время работы);

• постоянно, без необходимости, берет работу домой, но дома ее не делает;

• руководитель затрудняется в принятии решений;

• чувство бесполезности, неверие в улучшения, снижение энтузиазма по отношению к работе, безразличие к результатам;

• невыполнение важных, приоритетных задач и «застревание» на мелких деталях, не соответствующая служебным требованиям трата большей части рабочего времени на мало осознаваемое или не осознаваемое выполнение автоматических и элементарных действий;

• дистанцированность от сотрудников и клиентов, повышение неадекватной критичности;

• злоупотребление алкоголем, резкое возрастание выкуренных за день сигарет, применение наркотических средств.

ОСВАИВАЕМ САМОРЕГУЛЯЦИЮ

Саморегуляция — это управление своим психоэмоциональным состоянием, которое достигается путем воздействия человека на самого себя с помощью слов, мысленных образов, управления мышечным тонусом и дыханием.

Эффекты саморегуляции:

— эффект успокоения (устранение эмоциональной напряженности),

— эффект восстановления (ослабление проявлений утомления),

— эффект активизации (повышение психофизиологической реактивности).

Способы саморегуляции:

— смех, улыбка, юмор;

— размышления о хорошем, приятном;

— различные движения типа потягивания, расслабления мышц;

— рассматривание цветов в помещении, пейзажа за окном, фотографий, других приятных или дорогих вещей;

— мысленное обращение к высшим силам (Богу, Вселенной, великой идее);

— «купание» (реальное или мысленное) в солнечных лучах;

— вдыхание свежего воздуха;

— чтение стихов;

— высказывание похвалы, комплиментов кому-либо просто так.

И еще несколько техник самопомощи, которые могут помочь в профилактике выгорания

Техника 1. «Отрезать, отбросить»

Она пригодна для работы с любыми негативными мыслями («у меня опять ничего не выйдет...», «все это без толку» и пр.). Как только почувствуете, что в душу закралась подобная мысль, — немедленно «отрежьте ее и отбросьте», сделав для этого резкий, «отрезающий» жест левой рукой и зрительно представив, как вы отрезаете и отбрасываете эту мысль.

После этого отбрасывающего жеста продолжайте дальше заниматься визуализацией: поместите на место удаленной негативной мысли другую (конечно же, позитивную). Все встанет на свои места.

Техника 2. «Лейбл, или Ярлык»

Если в голову пришла негативная мысль, надо мысленно отстраниться от нее и наблюдать за ней со стороны, но не позволять этой мысли завладеть собой. Некоторые считают, что действие этой техники усиливается, когда вы представите, что не просто «вытащили» негативную мысль вовне, но произвели в воображении некоторые действия над ней. К примеру, представили, как будто брызнули на нее краской из баллончика, пометили ее (ядовито-зеленая, канареечно-желтая...) и уже теперь наблюдаете со стороны.

Негативные мысли имеют силу только над вами и только в том случае, если вы реагируете на них страхом, тревогой. Они получают эту силу от вас. Как только вы перестаете на них реагировать, они теряют власть. Скажите: «Это всего лишь негативная мысль!»

По данным специалистов (Д. Кехо и др.) эта техника помогает на 75% (а это вовсе не мало!).

Техника 3. Преувеличение

Как только обнаружится негативная мысль, преувеличьте ее до абсурда, сделайте ее смешной.

Техника 4. «Признание своих достоинств»

Помогает при излишней самокритичности. Одно из противоядий — осознать, что вы, так же как и другие люди, не можете и не должны быть совершенством. Но вы достаточно хороши для того, чтобы жить, радоваться и, конечно, быть успешным.

А теперь — самоподдерживающий прием (женщины примут его скорее, чем мужчины!).

Каждый день, когда вы стоите перед зеркалом и собираетесь на работу, уверенно смотрите в зеркало, прямо в глаза самому себе и говорите не менее трех раз: «Я, конечно, не совершенство, но достаточно хорош (хороша)!». При этом неплохо, если вы улыбнетесь себе!

Категория: Анохина Татьяна Сергеевна | Добавил: Anokhina (17.03.2021)
Просмотров: 26 | Рейтинг: 0.0/0
Наши контакты
Поиск
ГИА
ЕПГУ
Полезные сайты

© Школа №26, 2021