Главная | Мой профиль | Регистрация | Выход | Вход | RSSВоскресенье, 17.01.2021, 01:10

Средняя общеобразовательная школа №26


Меню сайта
Учитель года-2021

Реестр услуг
Безопасность

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Логин:
Пароль:

Описание опыта работы

ГОРОДСКОЙ КОНКУРС ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА

«УЧИТЕЛЬ ГОДА – 2021»

КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ «Описание опыта работы»

Сатубалдина Ирина Радиевна

 

учитель физической культуры   МБОУ «СОШ№26» г. Кургана

 

ТЕМА «Развитие физических качеств учащихся через национальные подвижные игры»

 

Актуальность и перспективность опыта

 

В Федеральном государственном образовательном стандарте отмечено, что одной из важнейших целей физической культуры в основной школе является «укрепление здоровья, развитие основных физических качеств и повышение функциональных возможностей организма учащихся…»

 Ценности физической культуры направлены на развитие личности. Ее идеалом является физически, нравственно и психически здоровая личность, способная реализовать себя и приносить пользу людям.

 У школьников основным видом деятельности становится умственный труд, требующий постоянной концентрации внимания, удержания тела в длительном сидячем положении за столом, необходимых в связи с этим волевых усилий. Это требует достаточно высокого развития силы и выносливости соответствующих групп мышц. Высокий уровень развития координационных способностей – основная база для овладения новыми видами двигательных действий, успешного приспособления к трудовым действиям и бытовым операциям.

Таким образом, высокий уровень развития физических способностей является  важным компонентом состояния здоровья обучающихся.

 

Научная основа

Л.В. Былеева, И.М. Коротков и Н.М. Жуков определяют применение подвижных игр на уроках физкультуры как игровой метод, который является универсальным методом развития физических качеств школьника.

Основу этого метода составляет упорядоченная игровая двигательная деятельность.

Игровой метод дает возможность:

- обеспечить всестороннее, комплексное развитие физических качеств и совершенствование двигательных умений и навыков;

- сформировать у занимающихся нравственные качества: чувство взаимопомощи и сотрудничества, сознательную дисциплинированность, волю, коллективизм и т.д.;

- сформировать устойчивый положительный интерес и деятельностный мотив к физкультурным занятиям.

Использование подвижных игр, как одной из составляющих игрового метода, на уроках физической культуры, способствует комплексному развитию физических качеств школьников.

 

Новизна опыта

История развития любого этноса, большого или малочисленного народа предполагает знание, прежде всего, сущности традиций народного воспитания. В условиях борьбы за существование, независимость у разных народов складывались самобытные системы физического воспитания. В их основе лежали национальные виды спорта и подвижные игры, которые использовались как средство заполнения потребности в движении. Повышенная двигательная активность – биологическая потребность современных детей, необходимая им для полноценного роста и физического развития.

Известно, что люди, проживающие в разных регионах страны, отличаются по физическому состоянию, по уровню физической подготовленности и физической работоспособности. Уроки физической культуры, благодаря включению в них национальных подвижных игр, приобретают более разнообразный характер, это связано с расширением изучаемых и развиваемых двигательных умений и навыков, с учетом индивидуальных особенностей детей. Все это позволяет найти «золотую середину» между стандартами современных методик и традициями разных народов. Наши предки создали необычные, разнообразные виды спорта, а также физические упражнения, которые помогают быть не только всесторонне физически развитыми, но и морально устойчивыми, нравственно, эстетически обогащенными.

В конечном итоге введение национальных подвижных игр в уроки физической культуры является не просто частью этнопедагогики, но и  обеспечивает всестороннее физическое развитие ребенка и приобщение его к культуре не только своего народа, но и народов разных стран.

 

Адресность опыта

На современном этапе развития школы обучающиеся имеют слабое представление о многообразии подвижных игр, забав, развлечений, составляющих основу физической подготовки. Но именно подвижные игры являются традиционным средством педагогики в целом. И национальные подвижные игры или их элементы также являются   доступным видом деятельности для любого возраста и уровня физического развития. Они укрепляют здоровье, развивают физические качества, воспитывают моральные и волевые качества, имеет высокий зрелищный эффект и не требуют дорогостоящих вложений в инвентарь. Данный опыт поможет всем детям овладеть основными физическими навыками, не испытывая при этом стеснения и дискомфорта.

Одновременно с физическими качествами развивается способность ребят к анализу и принятию решений, что положительно сказывается на формировании мышления и умственной деятельности.

Таким образом, применение национальных подвижных игр или их элементов в работе с обучающимися разного возраста, в урочной и внеурочной деятельности способствует преобразованию учения в творчество.

Технология опыта

  Традиционный «сидячий» ритм жизни сегодняшнего школьника характеризуется сниженной физической активностью, поэтому формирование установки на занятия физической культуры является важным аспектом воспитания учащихся. Наиболее эффективным временем для формирования физической активности является школьный период. Важное значение имеет эмоциональная привлекательность физических нагрузок, поэтому в спортивной физиологии обычно рекомендуется использовать игровую деятельность.

  В своей работе особо выделяю национальные подвижные игры, в которых все играющие обязательно вовлекаются в активные двигательные действия. Эти действия обусловлены сюжетом и правилами игры и направлены на достижение определенной условной цели, поставленной перед детьми.

Для качественного решения поставленной задачи необходима этапность педагогических процедур.

           Первый этап решения педагогической задачи включает рассказ и показ, обязательное предостережение от характерных ошибок, возможность которых наиболее вероятна на данном отрезке процесса обучения.

  Второй этап совпадает с процессом непосредственного течения игры, где поправляются ошибки. Процесс обучения переплетается с судейством и воспитательными моментами.

  Третий этап проводится после окончания игровых действий. Здесь, как и на первом этапе, необходимо отделить анализ результатов игрового процесса от анализа допущенных ошибок – они не должны пересекаться и мешать друг другу.

   Педагогическая ценность игр заключается в том, что они оказывают комплексное воздействие на все физические и духовные качества человека одновременно.

Игровая деятельность отличается сложностью и разнообразием движений. В них, как правило, могут быть вовлечены все мышечные группы. Это способствует гармоничному развитию опорно-двигательного аппарата.

  Игры имеют большое значение в развитии физических качеств в раннем школьном возрасте и положительно сказываются на дальнейшем развитии школьников. В зависимости от задач и характера игры, ее физической и эмоциональной нагрузки, состава учеников она может быть включена в любую часть урока.

  Подготовительная часть урока – игры небольшой подвижности и сложности, которые оказывают содействие сосредоточенности внимания учеников. Наилучшими движениями для этих игр являются ходьба, бег с несколькими дополнительными упражнениями (Приложение №1).

   В основной части урока - игры с бегом на скорость, с преодолением препятствий, метанием, прыжками и другими видами движений, которые требуют большой подвижности. Игры в основной части оказывают содействие усовершенствованию техники выполнения тех или других движений (Приложение №2).

  В заключительной части урока  используются игры незначительной и средней подвижности с простыми движениями, правилами и организацией. Они должны оказывать содействие активному отдыху после интенсивной нагрузки в основной части (Приложение №3).

 Национальные подвижные игры имеют большое прикладное значение. Среди физических упражнений, применяемых на уроках физической культуры, очень много таких, которые имеют жизненно важное значение и применяются в повседневной жизни, в быту, чтобы учащиеся привыкли к использованию средств физического воспитания ежедневно в различных условиях учебы, труда, отдыха.

 Национальные подвижные игры использую как средство общего физического воспитания детей, а также как средство подготовки к спортивным играм и другим видам спорта.

 

Результативность

 

Двигательная деятельность ребенка в игре вовлекает в работу разнообразные мышцы, способствуя рассеянной мышечной нагрузке, предупреждая утомляемость.

Процесс игры связан с приятными для детей физическими и двигательными действиями, в игре всегда заложен элемент нового, непознанного.

Применяя на уроках физической культуры национальные подвижные игры, я создаю условия для успешного психофизического развития детей  школьного возраста.

Анализируя результаты своего опыта, я отмечаю, что введение национальных подвижных игр в уроки физической культуры позволило:

-  повысить успеваемость по предмету (Приложение №4);

- повысить динамику роста уровня физической подготовленности учащихся (Приложение №5);

 - улучшить результаты физических показателей учащихся (Приложение №6);

- увеличить число учащихся, выполнивших нормативы Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «ГТО» (Приложение №7).

Таким образом, использование национальных подвижных игр на уроках физической культуры способствует развитию  физических качеств учащихся, которые являются основой гармоничного личностного развития ребенка.

Теоретическое и практическое представление собственного педагогического опыта (Приложение №8, Приложение №9).

Наши контакты
Поиск
Календарь
«  Январь 2021  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
ГИА
ЕПГУ
Полезные сайты

© Школа №26, 2021